Устройство свечей зажигания и их маркировки

Устройство свечей зажигания и их маркировки

В инжекторных и карбюраторных бензиновых двигателях искра для поджига топливной смеси подается через свечу зажигания. На первый взгляд кажется, что никаких особых требований к такой детали не предъявляется, однако при посещении специализированного магазина автолюбитель увидит широкий ассортимент свечей зажигания, отличающихся друг от друга по разным параметрам.

Особенности СЗ

Свечи зажигания, реализуемые в автомобильных магазинах, отличаются по различным параметрам:

  • Производитель — Bosch, NGK, Brisk и прочие.
  • Конструкция — одно- или многоэлектродные.
  • Калильное число.
  • Искровой зазор.
  • Металл, из которого изготовлены электроды, — медный сплав, платина, иридий.
  • Присоединительные размеры — величина резьбовой части, шаг резьбы, размер шестигранника под ключ.

Словом, без наличия специальных знаний очень сложно подобрать свечи зажигания. Маркировка свечей и таблицы взаимозаменяемости могут помочь в этом деле. К примеру, на ВАЗ-2105 производятся отечественные свечи зажигани А17ДВ, которым соответствуют свечи других производителей: L15Y от Brisk, BP6ES от NGK, W7DC от Bosch и 64 от Autolite. По сути, одна и та же свеча маркируется по-разному у различных производителей. Что означает маркировка на свечах зажигания и как в ней разбираться — расскажем ниже.

Свечи зажигания российских марок

Маркировка свечей зажигания, выпущенных отечественными производителями, регламентируется стандартом ОСТ 37.003.081. Расшифровка маркировки свечей зажигания осуществляется по отдельным буквам и цифрам. К примеру, резьба корпуса обозначается первой буквой. Под буквой А скрывается М14 х 1,25 — стандартный размер, характерный для обычной свечи зажигания. Маркировка свечей в виде буквы М подразумевает резьбовой размер М18 х 1,5 — резьбовая часть у такой свечи больше и подходит под ключ на 27.

Сразу же после букв идет цифра, обозначающая калильное число: чем оно меньше, тем при более высоких температурах выбивается искра. Индекс калильного числа свечей, производимых в России, варьируется от 8 до 26. Самыми распостраненными являются 11, 14 и 17 свечи зажигания. Маркировка свечей зажигания по калильности делит их на холодные и горячие. Первые устанавливаются на высокофорсированные двигатели.

Ниже приведен пример того, какая маркировка свечей зажигания может быть и как ее расшифровать. Свечи А17ДВ:

  • классическая резьба;
  • 17 — калильное число;
  • величина резьбовой части Д — 9 миллиметров; если данный параметр меньше, то буква просто не указывается;
  • буквой В обычно обозначается тепловой конус изолятора выступающего типа.

Наличие буквы Р в маркировке — А17ДВР — означает, что в центральном электроде находится резистор подавления помех. Буква М в маркировке обозначает использование жаропрочного медного материала для создания оболочки ценрального электрода.

В случае с обозначением АУ17ДВРМ буква У расшифровывается как увеличенный размер шестигранника — 16 вместо стандартных 14 миллиметров. При большем размере шестигранника под ключ — 19 миллиметров — указывается буква М: АМ17В.

Маркировка свечей иностранных марок

Свечи зажигания иностранных производителей маркируются по аналогичному принципу, что и отечественные, однако для обозначения используются другие буквы и цифры. В связи с этим автолюбители могут путаться в параметрах запчастей. Во избежание этого на упаковках обычно указывается, для какого конкретно автомобиля подходят выбранные свечи зажигания. Маркировка свечей к тому же нередко указываетя в специальных таблицах взаимозаменяемости.

Японская компания NGK является мировым лидером по производству свечей зажигания. Ее продукция считается одной из наиболее качественных и надежных. Маркировка свечей зажигания NGK следующая:

  • Российский А11 соответствует В4Н.
  • А17ДВР можно заменить на BPR6ES.

Расшифровка маркировки свечей зажигания NGK проста:

  • В4Н — диаметр и резьбовой шаг. Буква В соответствует М14 х 1,25, прочие размеры обозначаются буквами А, C, D, J.
  • Под 4 кроется калильное число. Данная характеристика обозначается цифрами от 2 до 11.
  • Размер резьбовой части — 12,7 миллиметров, обозначается Н.

Маркировка свечей BPR6ES расшифровывается как: стандартная резьба, Р — изолятор проекционного типа, R — резистор, калильное число — 6, длина резьбового элемента — Е — 17,5 миллиметров, под S кроются особенности свечи зажигания. Если после маркировки через дефис указывается цифра, она обозначает зазор между электродами.

Bosch

Свечи зажигания Bosch маркируются по аналогичному принципу. К примеру, маркировка WR7DC расшифровывается как:

  • W — стандартная резьба на 14;
  • R — резистор против помех;
  • 7 — калильное число;
  • D — размер резьбовой части, равный 19 миллиметрам;
  • С — электрод выполнен из медного сплава (О — стандартный сплав, S — серебро, Р — платина).

Свечи Bosch с маркировкой WR7DC, по сути, могут заменить отечественные свечи А17ДВР, которые устанавливаются в двигатели автомобилей ВАЗ разных моделей.

Brisk

Чешская компания — изготовитель свечей зажигания. Была основана в 1935 году; выпускаемая ей продукция пользуется огромной популярностью у российских автолюбителей.

Маркировка свечей осуществляется следующим образом.

  • D — стандартная резьба 1,25 мм, предназначена под 14 ключ, размер корпуса — 19 миллиметров.
  • О — специальная конструкция свечи, выполненная в соответствии с нормами ISO.
  • R — используется резистор, при этом обозначение Х — сопротивление электродов формированию угара.
  • 15 — калильное число. Варьируется от 8 до 19, при этом 13 индекс чехами не используется — суеверный производитель.
  • Y — вынесенный разрядник.
  • С — медный сердечник электрода.
  • 1 — расстояние между электродами, равное 1 миллиметру.

Немецкий бренд премиального качества, принадлежащий компании Federal Mogul. Основное направление деятельности компании — производство различных запчастей и их последующая реализация на вторичных рынках.

Маркируются свечи зажигания данной марки в таком формате: 14R-7DU. Расшифровка осуществляется следующим образом:

  • 14 — резьба свечи 14 х 1,25 миллиметров.
  • R — встоенный резистор.
  • 7 — калильное число. Указывается цифрами от 7 до 13.
  • D — резьбовая часть длиной 19 мм, имеется уплотнение под конус.
  • U — электрод из сплава меди и никеля.

В случае с другой маркировкой — 14F-7DTUO — обозначения несколько меняются: размеры свечи зажигания стандартные, при этом гайка меньше посадочного места (F), используется только в двигателях малой мощности с уплотнительным кольцом (Т), центральный электрод свечи усиленный — О.

Denso

Маркировка свечей зажигания Denso, к примеру SK16PR-A11, начинается с обозначения размера детали и длины резьбовой части. Цифрами обозначается калильное число, после чего приводится информация об электродах и особенностях самой свечи. Буквы могут различаться в зависимости от серии Denso.

Полная расшифровка приведенной маркировки:

  • S — центральный электрод выполнен из иридиевого сплава, диаметр — 0,7 мм, на боковом электроде имеется платиновая накладка.
  • К — размер шестигранника и резьбы.
  • 16 — калильное число.
  • Р — электрод свечи зажигания выступает на 1,5 мм.
  • R — встроенный резистор.
  • А — характеристика именно для такой модели свечей.
  • 11 — величина зазора между электродами.

Champion

Свечи данного производителя подписываются практически так же, как и любые другие. К примеру, маркировка RN9BYC4 означает:

  • R — установленный резистор, если указана Е — то стоит экран, О — проволочный резистор.
  • N — стандартная резьба длиной 10 миллиметров.
  • 9 — калильное число, нумеруется от 1 до 25.
  • BYC — выполненный из меди сердечник и два боковых электрода. Стандартная конструкция обозначается буквой А.
  • 4 — расстояние между электродами.

Разновидности свечей зажигания

Стандартные свечи зажигания являются двухэлектродными: их конструкция состоит из бокового и центрального электродов. На сегодняшний день такие свечи — самые распространенные и чаще всего устанавливаются на отечественные автомобили. Многие производители предлагают многоэлектродные устройства, которые отличаются количеством боковых контактов. Срок эксплуатации многоэлектродных свечей зажигания значительно больше, чем двухэлектродных, и не зависит от калильного числа. Крайне редко можно встретить факельные и форкамерные свечи зажигания — они не пользуются особой популярностью и подходят не для всех двигателей.

Читайте также:  Авто для женщины новичка недорогие

Срок эксплуатации

Конкретный вид свечей зажигания и их марка оказывают огромное влияние на их срок эксплуатации. Никелевые свечи зажигания, к примеру, рассчитаны на средний срок работы в 30-45 тысяч километров пробега автомобиля. Платиновые аналоги работают в разы дольше — они способны продержаться и 70, и 80 тысяч километров.

Свечи с иридиевым электродом варьируются в зависимости от толщины электродов и их конструкции, их срок "жизни" может составлять как 69, так и 120 тысяч километров пробега. На платиновых и иридиевых электродах практически не образуется нагар, благодаря чему горючая смесь воспламеняется в разы лучше. Сопротивление свечей зажигания не зависит от того, какой конкретно металл используется при их производстве.

Введение

Свечи зажигания присутствуют в каждом авто и каждый из автовладельцев хотя бы раз в жизни пытался «разобраться» с ними самостоятельно. В руководстве по эксплуатации машины всегда указан тип свечей, рекомендуемый производителем. Стоит разобраться, чем отличаются между собой свечи разного типа и различных производителей? Есть ли разница при замене одного типа свечей на другие в работе машины?

Зачастую автовладельцы не могут определиться с выбором, покупать дешевые свечи или же качественные

Виды и принцип работы

Свечи зажигания поджигают смеси, образованные при смешивании топлива и воздуха. В зависимости от производителя конструкция свечей различна, однако, можно выделить две группы. Их виды:

  • многоэлектродные свечи зажигания;
  • двухэлектродные.

Двухэлектродные устройства оснащены единственным боковым электродом, в отличие от них многоэлектродные свечки состоят из нескольких боковых электродов. Последние оправдывают себя длительным временем службы. В наиболее распространённых двухэлектродных элементах искра идёт по двум электродам, которые изнашиваются. Выход из строя бокового электрода — это полная замена свечи. Искра в многоэлектродном устройстве идёт только на один боковой электрод, что увеличивает время работы свечи.

Свечи зажигания отличны друг от друга также материалом. В классических устройствах второстепенные электроды сделаны из стали. Самые дорогостоящие свечки оснащены платиновыми напайками, кроме того, совсем недавно начали выпуск плазменно-форкамерных свечей зажигания. Наконечник основного электрода сделан из сплавов, состоящих из железа, никеля и вкраплений хрома и меди. Боковая часть центрального элемента часто выгорает, её необходимо периодически проверить на неисправность. Изолятор практически всегда изготовлен из керамики алюминиевого состава, переносящего температуры свыше 1000 °C. Тепловая маркировка свечей зажигания напрямую зависит от состава и пропорции различных компонентов, содержащихся в изоляторе.

Кроме того, свечки различаются типом и длиной резьбы, размером головки.

Устройство свечи зажигания

Любая свечка, независимо от её вида и производителя, состоит из металлического корпуса, электродов, изолятора из керамики и основного контактного стержня. Основа корпуса, покрытая специальным средством от коррозии, вверху оснащена резьбой, встраиваемой в блок цилиндров, и шестигранником. Часть плоскости, которой свечка «сталкивается» с головкой, имеет плоскую либо коническую форму. При наличии плоской опорной части для лучшей герметизации встроено кольцо-уплотнитель. В отличие от первого конический верх самостоятельно герметизирует отверстие между свечой зажигания и головкой блока. Изолятор сделан из прочной керамики. Устройство свечи зажигания продумано до мелочей, чтобы избежать утечки электричества в изоляторе предусмотрены кольцевые продольные полосы и нанесена техническая глазурь, часть корпуса рядом с камерой сгорания делают в виде конуса. С внутренней стороны к изолятору прикреплены главный электрод и стержень. В некоторых моделях зазор между ними заполняет резистор, препятствующий возникновению радиопомех. Соединения плотно герметизируются стекломассой с высокой токопроводностью. Рядом с центральным имеется боковой электрод, который изготавливается из жаропрочного металла и приваривается к корпусу. Чтобы уменьшить тепловое воздействие основной электрод выполняют из нескольких металлов (меди и жаропрочной оболочки).

Признаки неисправности свечей зажигания

Стабильная работа свечи обеспечивает автовладельцу надёжное функционирование бензинового силового агрегата. Однако проблем в работе свечей просто не избежать. Давайте разберёмся, когда менять свечи зажигания:

  • автомобиль начал заводиться не с первого раза, двигатель работает с трудом, «кашляет» недовольно на холостом ходу. Это один из самых первых признаков на необходимость проверить свечи на неисправность;
  • расход топлива в последнее время ощутимо увеличился, кроме того, в выхлопных газах возросло СО и СН;
  • одна из свечей все время мокрая от попадающего на неё бензина (именно она будет неисправна).
  • при работе мотора проявляется отрицательная динамика (заметна сниженная мощность или авто недобирает обороты).
  • появилось «троение» (машину во время езды поддёргивает, в двигателе недостаёт мощности).

Не стоит ждать, что это пройдёт, если есть хоть один из описанных признаков, следует взять ящик с инструментами и основательно проверить функционирование свечек. Вовремя не заменённые детали могут в кратчайшие сроки нанести огромный урон как автомобилю, так и кошельку владельца. Все производители авто рекомендуют заменять эти детали при ежегодном прохождении техобслуживания.

Способы диагностики

Диагностика силового агрегата предусматривает осмотр свечей как важного элемента системы зажигания. Практически во всех автомобилях зарубежного и отечественного производства они легкодоступны, автолюбители сами могут их проверить. Для того чтобы проверка прошла удачно, их нежелательно путать и менять местами относительно цилиндров, лучше всего рассматривать их в порядке расположения.

Есть несколько способов, позволяющих проверить работоспособность свечек в домашних условиях. Перед их снятием, в первую очередь нужно отсоединить провода, идущие к распределителю. Определить, какая именно свеча перестала работать, можно сняв их по одной и прослушав при этом работу двигателя. Неизменённый звук говорит о проблеме в отключённой детали.

Проверка искры

Первый способ проверки в домашних условиях — наличие искры. Тщательно очищенную от различных загрязнений свечку с помощью прибора (щупа) регулируют на расстоянии с электродами. Покрывают её проводом и примыкают к металлической основе силового агрегата. Это делается для того, чтобы создать электрический контакт. Проверить работу свечей (наличие и цвет искры) необходимо посредством включённого на пару секунд стартера. У нормально функционирующей свечки искра имеет голубой цвет, если же в искре проглядывается красный цвет или его, вообще, нет, значит, свеча подлежит замене.

Проверка мультиметром

Вторым способом проверить работоспособность свечки намного проще, для этого необходим мультиметр — прибор, который зачастую называют тестером. Это устройство проверяет наличие либо отсутствие короткого замыкания. Однако проверка мультиметром не всегда точно может указать неисправность. Простой в обращении аппарат имеет понятную для простого автолюбителя форму. Проверка свечки проводится следующим образом: на свечи зажигания ложатся провода от прибора так, чтобы первый провод находился на выходе, а другой был прикреплён на цоколь. В работоспособном положении появляется искра, с нахождением в 4 мм относительно контактов.

Проверка «пистолетом»

Третий способ поверки самый изощрённый — это проверка пистолетом. Чтобы сделать её самому, необходим стенд, проводящий такую проверку под некоторым давлением. В наше время купить такое устройство можно в магазине, торгующем автозапчастями. Проверить свечку необходимо так: вставить её в определённое отверстие и одеть специальный колпачок. Заложенная исправная свеча после нажатия на курок должна отреагировать на электродах искрой и загоревшейся лампочкой. Стоит помнить, что пистолет, из-за разности давления в нём и в авто, не может дать точного результата. Однако не работающая при проверке пистолетом свеча должна быть заменена в ближайшее время.

Читайте также:  Как проверить датчик фаз ваз 2114 мультиметром

Заключение

Даже небольшие нарушения и неполадки со стороны свечей зажигания могут при недобросовестном отношении автовладельца привести к серьёзным сбоям в работе машины. Стоит знать, что проверку этого устройства может сделать любой водитель. Чтобы все сделать правильно, необходимо лишь следовать описанным выше действиям.

© ЗАО "Полезные страницы"; ОАО "За рулем"; 2001 выпуск № 8.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Б. А. Басса, зав. отделом свечей зажигания НИИАЭ.
Прислал в электронном виде Станислав Бирюлин

Искровые свечи зажигания не претерпели принципиальных изменений с момента их применения в начале XX века. Развитие этого элемента бензинового двигателя идет по пути усовершенствования элементов конструкции, материалов и технологии производства.

Детали свечи, находящиеся в камере сгорания, подвергаются высоким термическим, механическим, элек-трическим нагрузкам, а также химическому воздействию продуктов неполного сгорания топлива. Температура в ней изменяется от 70 до 2500°С, давление газов достигает 50 — 60 бар, а напряжение на электродах доходит до 20 кВ и выше. Такие жесткие условия работы определяют особенности конструкции свечей и применяемых мате-риалов, так как от бесперебойности искрообразования зависят мощность, топливная экономичность, пусковые свойства двигателей, а также токсичность отработавших газов.

Устройство свечи зажигания

Основными элементами любой свечи зажигания являются металлический корпус, керамический изолятор, электроды и контактный стержень. Корпус имеет резьбу, которая ввинчивается в головку блока цилиндров, шестигранник "под ключ" и специальное покрытие для защиты от коррозии. Опорная поверхность (ею свеча "упирается" в головку) может быть плоской или конической. В первом случае для надежной герметизации свечного отверстия используется уплотнительное кольцо. Коническая поверхность сама хорошо герметизирует соединение свечи с головкой блока. Материалом изолятора служит высокопрочная техническая керамика. Для предотвращения утечки электричества на его поверхности (в "верхней" части изолятора) делают кольцевые канавки (барьеры тока) и наносят специальную глазурь, а часть изолятора со стороны камеры сгорания выполняют в форме конуса (назы-ваемого тепловым). Внутри керамической части свечи закреплены центральный электрод и контактный стержень, между которыми может быть расположен резистор, подавляющий радиопомехи. Герметизация соединения этих деталей осуществляется токопроводящей стекломассой (стеклогерметиком). Боковой электрод ("массы") приварен к кор-пусу. Электроды изготавливают из жаростойкого металла или сплава. Для улучшения отвода тепла от теплового конуса центральный электрод могут делать из двух металлов (биметаллический электрод) — центральную часть из меди заключают в жаростойкую оболочку. Биметаллический боковой электрод обладает повышенным ресурсом благодаря тому, что хорошая теплопроводность меди препятствует чрезмерному его нагреву.
Рис. 1. Устройство свечи зажигания с плоской опорной поверхностью: 1 — контактная (штекерная) гайка; 2 — изолятор; 3 — ореб-рение изо-лятора (барьеры тока); 4 — контактный стержень; 5 — корпус свечи; 6 — токопроводящий стеклогерметик; 7 — уплотни-тельное кольцо; 8 — центральный электрод с медным сердечником (биметаллический); 9 — теплоотводящая шайба; 10 — тепло-вой конус изолятора; 11 — боковой электрод ("массы"); h — искровой зазор.

Основные параметры свечей

Для обеспечения всего спектра бензиновых двигателей свечами зажигания последние производят с раз-личными параметрами, которые отражаются в условном обозначении свечи (приводятся ниже).

Габаритно-присоединительные размеры — это диаметр и шаг резьбы, длина резьбовой части и размер шестигранника "под ключ". Все они строго определенны для каждого двигателя.

Калильное число является показателем тепловых свойств свечи (ее способности нагреваться при различ-ных тепловых нагрузках двигателя). Оно пропорционально среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке в ее цилиндре начинает появляться калильное зажигание (не-управляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи). Свечи с небольшим ка-лильным числом называют горя-чими. Их тепловой конус нагревается до темпе-ратуры 900°С (температура начала калильного зажигания) при относительно небольшой тепло-вой нагрузке. Такие свечи применяются на ма-лофорсированных двигателях с небольшими степенями сжатия. У холодных свечей калиль-ное зажигание возни-кает при больших тепло-вых нагрузках, и они используются на высокофорсированных двигателях.

Пока тепловой конус не нагреется до 400°С, на нем образуется нагар, приводящий к утеч-кам тока и нару-шению искрообразования. По достижении этой температуры он (нагар) начинает сгорать, происходит очищение свечи (самоочищение).

Чем длиннее тепловой конус, тем больше его площадь, поэтому он нагревается до темпера-туры самоочи-щения при меньшей тепловой на-грузке. К тому же выступание этой части изолятора из корпуса усиливает ее обдув газами, что дополнительно ускоряет прогрев и улучшает очищение от нагара. Увеличение длины тепло-вого конуса приводит к уменьшению калильного числа (свеча становится "го-рячее"). Чтобы оставить его неизменным в конструкции применяют би-металлические центральные электроды, луч-ше отводящие тепло. Такие свечи (их называют термоэластичными) быстрее прогреваются до температуры самоочищения (как горячие), но вызывают калильное зажигание при высоких тепловых нагрузках (как холодные).

Отечественная промышленность выпускает свечи зажигания с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. За рубежом не существует единой шкалы калильных чисел.

Величина искрового зазора указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля (но может быть ука-зана также на упаковке или в маркировке свечи) и находится в пределах от 0,5 до 2 мм.

В зависимости от конструкции электродов зазор бывает регулируемым (за счет подгибания бокового элек-трода) и нерегулируемым (в свечах с несколькими "объединенными" боковыми электродами или не имеющих боковых электродов).

Маркировка свечей зажигания

На свече зажигания российского производства должны быть указаны:
— дата изготовления (месяц или квартал и (или) две последние цифры года изготовления);
— товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
— условное обозначение типа свечи (расшифровка приведена далее);
— надпись "Сделано в России" или RUS.

Из-за отсутствия за рубежом единой системы маркировки определить соответствие све-чей зажигания раз-личных производителей можно только при помощи каталогов или таблиц взаимозаменяемости (табл. 1).

Тенденции развития

В настоящее время все больше свечей зажигания выпускается с биметаллическим электро-дом. Это позво-ляет, помимо улучшения термо-эластичности, повысить их надежность и долговечность.

Растет объем производства свечей зажигания с выступанием теплового конуса изолятора из металлическо-го корпуса, что обеспечивает улучшенное самоочищение от нагара.

С целью увеличения срока эксплуатации, не требующего регулировки искрового зазора, выпускают свечи зажигания с несколькими электродами "массы".

Для улучшения процесса искрообразования (воспламеняющей способности искры) разра-батывают свечи с увеличенным искровым за-зором, изменяют форму и профиль электродов, а на их поверхности наносят платину.

Растет производство свечей зажигания с использованием поверхностного разряда (в ко-торых нет электрода "массы", а искра идет от центрального электрода к корпусу по поверх-ности изолятора).

Для снижение уровня помех радиоприему все больше свечей зажигания снабжаются встроен-ным помехо-подавительным резистором.

Таблица 1. Взаимозаменяемость основных типов свечей (прочерк — аналог отсутствует)

РОССИЯ AUTOLITE BERU BOSCH BRISK CHAMPION EYQUEM MAGNETI MARELLI NGK NIPPON DENSO
А11,А11-1,А11-3 425 14-9A W9A N19 L86 406 FL4N B4H W14F
А11Р 414 14R-9A WR9A NR19 RL86 FL4NR BR4H W14FR
А14В, А14В-2 275 14-8B W8B N17Y L92Y 550S FL5NR BP5H W16FP
А14ВМ 275 14-8BU W8BC N17YC L92YC C32S F5NC BP5HS W16FP-U
А14ВР 14R-7B WR8B NR17Y FL5NPR BPR5H W14FPR
А14Д 405 14-8C W8C L17 N5 FL5L B5EB W17E
А14ДВ 55 14-8D W8D L17Y N11Y 600LS FL5LP BP5E W16EX
А14ДВР 4265 14R-8D WR8D LR17Y NR11Y FL5LPR BPR5E W16EXR
А14ДВРМ 65 14R-8DU WR8DC LR17YC RN11YC RC52LS F5LCR BPR5ES W16EXR-U
А17В 273 14-7B W7B N15Y L87Y 600S FL6NP BP6H W20FP
А17Д 404 14-7C W7C L15 N4 FL6L B6EM W20EA
А17ДВ, А17ДВ-1, А17ДВ-10 64 14-7D W7D L15Y N9Y 707LS FL7LP BP6E W20EP
А17ДВМ 64 14-7DU W7DC L15YC N9YC C52LS F7LC BP6ES W20EP-U
А17ДВР 64 14R-7D WR7D LR15Y RN9Y FL7LPR BPR6E W20EXR
А17ДВРМ 64 14R-7DU WR7DC LR15YC RN9YC RC52LS F7LPR BPR6ES W20EPR-U
АУ17ДВРМ 3924 14FR-7DU FR7DCU DR15YC RC9YC RFC52LS 7LPR BCPR6ES Q20PR-U
А20Д, А20Д-1 4054 14-6C W6C L14 N3 FL7L B7E W22ES
А23-2 4092 14-5A W5A N12 L82 FL8N B8H W24FS
А23В 273 14-5B W5B N12Y L82Y 755 FL8NP BP8H W24FP
А23ДМ 403 14-5CU W5CC L82C N3C 75LB CW8L B8ES W24ES-U
А23ДВМ 52 14-5DU W5DC L12YC N6YC C82LS F8LC BP8ES W24EP-U
Читайте также:  Как включить противотуманки на весте

Гарантийный срок эксплуатации

По требованиям ОСТ 37.003.081 "Свечи зажигания искровые" изготовитель должен гаран-тировать беспе-ребойную работу свечей зажи-гания в течение 18 месяцев при условии, что пробег автомобиля с классической системой зажигания не превысил 30 тыс. км, а с элек-тронной системой — 20 тыс. км. Это справедливо только при условии соответствия свечей зажигания модели двигателя и соблюдении правил эксплуатации автомобиля, их монтажа, транспортирования и хранения. По мнению специалистов на двигателях в хорошем техническом состоянии фактический срок службы свечей может быть больше в 2 раза.

Снятие и установка

Демонтаж свечи зажигания с двигателя производят в следующей последовательности:
— снимают наконечник провода высокого напряжения (недопустимо тянуть за провод);
— отворачивают свечу на один оборот специальным ключом, затем поверхность в углублении головки цилиндра вокруг нее очищают сжа-тым воздухом или кисточкой, чтобы частицы грязи не попали в резьбу или камеру сгорания;
— выворачивают свечу;
— проверяют наличие уплотнительного кольца (для свечей с плоской опорной поверхностью);
— тщательно осматривают свечу на наличие механических повреждений изолятора, корпуса и электродов.

Установка производится в следующей последовательности:
— новые свечи, покрытые консервационной смазкой, необходимо протереть и промыть в растворителе (бензине). Допустимо прокипя-тить свечи в воде и просушить;
— внимательно осматривают свечу на нали-чие механических повреждений, уплотнительного кольца, контактной гайки;
— проверяют и при необходимости регулиру-ют искровой зазор (подгибая электрод "массы") до величины, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля;
— свечу заворачивают рукой в свечное от-верстие и затягивают специальным ключом с усилием 2 кгм.

Выявление и устранение причин отказа

Наиболее вероятными причинами отказа свечей зажигания является загрязнение их проду-ктами неполного сгорания или увеличение ис-крового зазора из-за износа электродов. Причем решающее влияние на работоспособность свечей оказывает техническое состояние двигателя.

Если свечи зажигания систематически покрываются нагаром, следует найти и устранить причину загрязнения (табл. 2).

Очистить свечи зажигания можно с помощью растворителей и щетки (не металлической). На станциях технического обслуживания свечи очищают на специальных пескоструйных аппаратах.

Таблица 2. Определение состояния двигателя по виду свечей зажигания

Вид загрязнений свечи Возможная причина Сопутствующий признак Способ устранения
Тонкий слой светло-серого или светло-коричневого налета (рис. 3) Двигатель находится в исправном состоянии. Свеча соответствует двигателю по калильному числу. Расход топлива, моторного масла и токсичность ОГ соответствуют норме. Очистить свечи от налета и при необходимости отрегулировать искровой зазор.
Матовая черная копоть (рис. 4) Неправильная регулировка карбюратора или угла опережения зажигания. Повышенный расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск. Отрегулировать карбюратор или зажигание.
Низкая компрессия из-за негерметичности клапанов или износа цилиндро-поршневой группы. Отремонтировать двигатель.
Загрязнение воздушного фильтра. Заменить фильтр.
Неправильная установка искрового зазора. Отрегулировать искровой зазор.
Трещина в изоляторе. Заменить свечу.
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя. Заменить свечу.
Блестящий черный маслянистый нагар (рис. 5) Попадание масла в камеру сгорания. Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней.
Толстый слой рыхлых отложений (рис. 6) Низкое качество бензина или масла. Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Заменить топливо или моторное масло. Промыть систему смазки.
Отложения красного цвета (рис. 7) Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине. Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Заменить топливо.
Оплавление, выгорание электродов (рис. 8), трещины на тепловом конусе изолятора или его разрушение (рис. 9) Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Заменить свечу.
Неисправность системы охлаждения. Перегрев двигателя. Найти и устранить неисправность системы охлаждения.
Слишком большой угол опережения зажигания. Детонация в цилиндрах (характерный металлический стук). Отрегулировать угол опережения зажигания.
Применение низкооктанового топлива. Заменить топливо.

Рис. 3. Вид загрязнений свечи при нормальном состоянии двигателя.

Рис. 4. Матовая черная копоть на свече.

Рис. 5. Черный маслянистый нагар на свече.

Рис. 6. Толстый слой рыхлых отложений на свече.

Рис. 7. Отложения красного цвета.

Рис. 8. Оплавление центрального электрода.

Рис. 9. Разрушение теплового конуса изолятора.

Проверка работоспособности свечей

Осуществляют ее с помощью специального оборудования для проверки бесперебойности искрообразования и герметичности соединения деталей свечи.

В первом случае свечу устанавливают в барокамеру (при атмосферном давлении свеча ведет себя иначе, чем в камере сгорания), которая обеспечивает давление газа до 10 кг/см? и позволяет наблюдать искрообразование между электродами. Оно должно быть бесперебойным после подведения к свече напряжения не менее 22 кВ.

Свеча считается неисправной при перебоях в искрообразовании, не устраняемых очисткой от нагара, под давлением, указанным в табл. 3.

Для проверки герметичности соединения деталей свечи ее устанавливают в барокамеру, создающую давление до 20 кг/см2, и измеряют утечку газа не менее 30 с. Ее величина не должна пре-вышать 5 см3/мин. При этом не учитывают утечку через соединения свечи с барокамерой.

Допускается проводить контроль герметичности на свечах зажигания, не укомплектованных уплотнительными кольцами.

При техническом обслуживании автомобиля разрешается проверять утечку газа через соединения деталей свечей зажигания под давлением 10 кг/см2.

Таблица 3. Минимально допустимое давление бесперебойного искрообразования (критерии предельного состояния свечи)

Искровой зазор, мм, не более

0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
Давление бесперебойности искрообразования, кг/см2, не менее

7,0 6,0 5,0 4,5 4,0 3,5

Примечания.
1. Проверку свечей зажигания следует проводить при величине искрового зазора, указанного в инструкции по эксплуатации автомобиля.
2. Если после очистки свеча не обеспечивает бесперебойного искрообразования при давлении большем, чем указано в таблице, она считается негодной к дальнейшей эксплуатации.
3. Испытательное напряжение для проверки свечей зажигания при техническом обслуживании автомобиля должно быть не более 18 кВ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector