Температура парафинизации летнего дизельного топлива

Температура парафинизации летнего дизельного топлива

Львиная доля проблем, связанных с зимней эксплуатацией дизельного автомобиля возникает из-за использования не соответствующего сезону дизельного топлива.В дизельном топливе содержатся тяжелые углеводороды, в том числе парафиновой группы, которые при определенных температурах начинают кристаллизоваться и выпадать в виде твердой фазы (парафиновых хлопьев). Вязкость растет, топливо сначала мутнеет, затем перестает прокачиваться через фильтры, и, наконец, полностью застывает.

Для разных регионов и сезонов года ГОСТом предусмотрен выпуск дизельного топлива трех марок. Летнее (Л) с диапазоном применения от 0°С и выше. Зимнее дизельное топливо (3) должно применяться при отрицательных температурах воздуха до минус 30°С. (*См. нашу справку). Арктическое топливо марки А применяется до минус 50°С. Различаются они тем, что при разных температурах мутнеют, застывают и доходят до предела прокачки через фильтр.

Для дизельного топлива марки «летнее» температура помутнения составляет 5 градусов мороза, предела фильтруемости — минус 7 градусов, застывания — минус 10 градусов.

Для нормальной эксплуатации двигателя необходимо, чтобы температура помутнения дизельного топлива была ниже температуры окружающего воздуха. Поэтому, когда температура воздуха в ночное время начинает понижаться до минус трех — пяти градусов, нужно начинать заправляться зимним топливом.
Все это было бы хорошо, если бы владелец автомобиля на границе осени и зимы мог выбрать, какое топливо ему нужно залить в бак. Но особого выбора на самом деле нет, потому как зимняя солярка не отличается от летней ни цветом, ни запахом. Вот и получается, что с наступлением зимнего периода под видом зимнего топлива можно купить все, что угодно. Благо, вариантов «разбодяживания» дизельного топлива в кустарных условиях масса, как и вариантов воздействия такого «коктейля» на двигатель. Вплоть до летального исхода, — автомеханики об этом знают очень хорошо!

Как известно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Поэтому нашим водителям остается внимательно следить за прогнозом погоды, чтобы вовремя залить депрессорную присадку — антигель, которая вполне успешно снижает температуру загустевания дизельного топлива.

Механизм действия антигелей состоит в том, что в момент кристаллизации они обволакивают образующиеся частички парафина и не позволяют им объединяться в сгустки, и этого оказывается достаточно, чтобы обеспечить прокачиваемость топлива через фильтр и расширить температурный кстати эту статью опубликовали в сообществе авто журнал, вы частенько будете встречать ссылки на наше сообщество внутри текста диапазон использования летнего дизтоплива или улучшить низкотемпературные характеристики зимнего. Однако нужно знать, что антигели не препятствуют процессу кристаллизации, они способны модифицировать только растворенные парафины, поэтому добавлять их можно только в «теплое» топливо, до начала потери фильтруемости. Заливается антигель в топливный бак перед заправкой. Температура топлива должна быть от 0 до +5°С, то есть на 5-10 градусов выше температуры помутнения летнего топлива. В противном случае результата не будет. Сам антигель при заливке тоже должен быть теплым. При замерзании он своих свойств не теряет, но перед применением в случае замерзания обязательно подогреть.

Если «коллапс» в виде замерзания топлива в двигателе все-таки наступил, можно воспользоваться другим препаратом — размораживателем дизельного топлива. Он специально разработан для растворения льда и кристаллов парафина в застывшем топливе. Размораживатель заливается непосредственно в топливный фильтр, оставшаяся часть — в топливный бак.

Дизельные антигели являются, как правило, веществами комплексного действия, кроме своей основной функции они нейтрализуют конденсат воды в топливном баке и содержат вещества, уменьшающие износ форсунок и плунжерных пар ТНВД.

Еще одной проблемой дизельного топлива является вода. Помимо той ее части, которая попадает в бак вместе с топливом при заправке, вода конденсируется при сливе части теплого топлива в холодный бак через отводную магистраль (обратку) во время работы двигателя. При наступлении морозов вода кристаллизуется в топливе еще раньше парафинов. Кроме того, вода, соединяясь с серой, содержащейся в дизельном топливе, образует сернистую кислоту, что вызывает активные коррозионные процессы деталей. В результате получаем разрушенные коррозией форсунки и плунжерные пары топливного насоса. Поэтому воде, содержащейся в топливной системе, нужно объявить беспощадную «войну». Во-первых, сливать отстой не реже, чем раз месяц, во-вторых, дважды в год, осенью и весной заливать в топливный бак удалитель конденсата из топлива. Удалитель конденсата абсорбирует частички воды, равномерно распределяя их по всему объему топлива, затем эта смесь просто сгорает в двигателе.

Наша справка:
Зимние сорта дизельного топлива выпускают для применения в районах с холодным климатом и умеренно холодным. Эти топлива различаются способами получения. Первый способ — депарафинизация, когда на стадии производства из состава солярки удаляют углеводороды с высокой температурой плавления. Выход дизельного топлива из сырой нефти уменьшается по сравнению с летними сортами почти в два раза. Цена на такое горючее достаточно высока. Топливо имеет температуру помутнения минус 35°С и температуру застывания минус 45°С, применяется до минус 30°С.
Для районов умеренной климатической зоны зимнее топливо получают на базе летнего топлива добавлением незначительного количества депрессорных присадок. Марка autojournale вырабатываемого таким образом топлива ДЗп. Это топливо имеет температуру помутнения не выше минус 25°С, застывания — не выше минус 35°С. Данное топливо рекомендуется к применению при температуре воздуха не ниже −15°С. Основную часть зимнего дизельного топлива для нашего региона получают именно по этой технологии.

Читайте также:  Лада веста цвет криптон фото

Узнать, какое топливо вам зальют на АЗС крайне сложно, почти нереально. Однако, есть несколько нехитрых правил, соблюдение которых обезопасит двигатель Вашей машины и не ввергнет в расходы по его ремонту.

• Условия продажи топлива нефтеперегонными заводами таковы, что при продаже топлива одной и той же марки на надежных заправках будет примерно одинаковой. Разброс может составлять копеек 50 за литр. Если вам предлагают заправиться на 1,5 — 2 рубля за литр дешевле, лучше воздержитесь — возможно, это топливо подделка или, в крайнем случае, товар неизвестного происхождения. Если другого выбора нет, то залейте минимальное количество топлива, только чтобы дотянуть до АЗС, которая вызывает у вас доверие.

• Чем крупнее сеть АЗС и чем дольше она работает на рынке, тем больше шансов, что Вас не обманут и зальют топливо, соответствующее сезону.

• И, наконец, на каждую партию приобретенного топлива АЗС должна иметь сертификат, висящий в специальном месте, доступном для потребителя. Если сертификата нет, заправляться на данной АЗС не стоит. Если вы все-таки решили заглянуть в сертификат, обратите внимание на дату его выдачи. Количество топлива, равное по объему резервуарам среднестатистической заправки, продается в течение двух — трех дней. А потом недобросовестный продавец может продавать под тот же сертификат все, что угодно. (с)

Дизельное топливо получило широкое распространение на легковых автомобилях сравнительно недавно. Новая система впрыска позволяет сделать управление более комфортным. Приобретая дизельную машину, вы убираете любые вибрации и шум. Также, топливо для данного автомобиля стоит примерно так – же, как и обычный бензин, но расход его в разы меньше. Да и силовые агрегаты тут более стабильны.

Но, проблемы у дизелей также есть, особенно они проявляются в зимнее время года. Если бензин может работать круглый год, то солярка замерзает при определенных погодных условиях.
Поэтому, любому автомобилисту, сделавшему выбор в пользу дизеля, необходимо знать, до какой температуры можно ездить на летнем дизельном топливе. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Каким бывает дизельное горючее?

Дизельное топливо не однообразно, как бензин. Оно делится на несколько типов.
Виды солярки:
летняя;
зимняя;
арктическая.
Если судить по требованиям ГОСТа, то летнее вещество замерзает при температуре -10 градусов, зимняя выдерживает до -35 градусов, а арктическая может применяться даже при -65 градусов. Но, мы указали температуру не окружающей среды, а самой солярки.
Когда замерзает летнее дизельное горючее?
Дизельное горючее является жидким веществом, которое получается путем переработки нефтепродуктов. Его используют на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте.
При его выборе обратите внимание на детонационную стойкость горючего. Чем больше число, тем оно экологичнее. Но, в таком случае, увеличивается возможность горения. На процесс испарения влияет объем примесей. Но, на это смотреть также нужно. Ведь это определяет химическую устойчивость топлива и процесс его окисления.
О том, каким бывает горючее по температурной стойкости, мы уже упоминали выше. Но, сейчас поговорим о летнем топливе. Оно в основном применяется в теплое время года. Но, есть некоторые умельцы, ездящие на нем круглый год.

Покупая его, необходимо обратить внимание на температуру вспышки, застывания и плотность. Они отличаются в зависимости от производителя. В среднем, у хорошего горючего, температура вспышки составляет 63 градуса по Цельсию, плотность – 0,86 кг на кубический м, а замерзает оно при -10 градусов.
Дизельное топливо достаточно экологично и безопасно для мотора.
Поэтому, некоторые и не хотят его менять на зимнее. Второй тип, также, как и арктическое горючее, не очень хорошо влияет на мотор. Поэтому, вам и нужно знать, до какой температуры можно ездить на летнем дизельном топливе.
Что делать, если солярка все – же замерзла?
Итак, если в автомобиль залита летняя солярка, температура замерзания вам уже известна. Но, бывают такие случаи, когда морозы ударяют внезапно, машина стоит на улице, а ехать просто необходимо.
Эта проблема известна только владельцам дизельных моделей. Ведь на бензине можно нормально ездить даже в самую суровую зиму. В состав дизеля входит парафин. При низкой температуре воздуха он может превращаться в кристаллы. Это и создает основную проблему.
Даже если вы купили зимнюю солярку, то не факт, что она не замерзнет при низких температурах. Вы не сможете самостоятельно отличить качественное топливо от некачественного. Вместо зимней солярки недобросовестные продавцы могут продать вам летнюю. В ней намного меньше примесей.

Поэтому, чтобы обезопасить себя, можно в дизельное топливо добавить керосин. Данная смесь не скажется на работе мотора и не приведет к его неисправностям. Кстати, можете еще долить немного бензина. Но, в таком случае смазочное качество дизельного топлива снизится, и двигатель начнет быстро изнашиваться.
Самой крайней мерой для разморозки солярки выступает тормозная жидкость. Вы можете долить ее в топливо. Есть еще специальные реагенты. Они основаны на химических составляющих, и они не дают топливу замерзнуть. На рынке продаются подогреватели солярки. Они монтируются непосредственно в топливный фильтр. Если в машину залили солярку неизвестного происхождения, то лучше всего оставлять ее на отапливаемой стоянке.
В противном случае, уже через три часа вы не заведете автомобиль. Если заморозка произошла где – то в дороге, то вы уже ничего не сделаете. Но, можете попробовать использовать любой источник подогрева. Хотя, открытое пламя лучше не использовать. Это может взорвать машину. Проще всего поливать бак теплой водой, накрыв его тряпкой. Также, посоветуем вам возить с собой размораживатель. Это вещество, к сожалению, редко покупают даже опытные водители, так как мало кто думает о неприятностях в дороге.
Как ездить зимой на летней солярке?
Не всегда известно, когда температура на улице понизится до критического уровня. Поэтому, иногда зимнее дизельное топливо днем с огнем не сыщешь. Именно в такой момент вас выручат некоторые присадки. К сожалению, они не всегда благоприятно влияют на работу двигателя.

Читайте также:  Уаз буханка тюнинг фото

Чтобы поехать на летнем дизельном топливе зимой, вам нужно сделать так, чтобы оно хорошо прокачивалось через элементы мотора, и не становилось вязким. Для начала, рекомендуем вам установить новые фильтры. Они помогут частично разморозить горючее. То есть, при запуске двигателя свежее топливо будет быстро сливаться в бак, обновляя старое.
Усилить подобный эффект можно с помощью медной трубки. Ее можно обвить змеевиком вокруг трубы глушителя, а к самой трубке прикрепить резиновый провод обратного слива топлива.
Также, можете установить на бак подогреватель. Он работает от охлаждающей жидкости, вернее, от ее тепла.
Эти все способы имеют один недостаток. Он состоит в том, что топливо будет подогреваться только при работающем моторе. Поэтому, граждане автомобилисты, во избежание проблем, вовремя меняйте горючее.

Продолжим про присадки

Депрессорные присадки.
При охлаждении дизельное топливо мутнеет – это парафины переходят в твердое состояние и выпадают в осадок. Такое помутнение не опасно, пока не начнется агломерация – соединение молекул парафинов в большие сгустки. Как только парафиновые агломераты станут соразмерными с диаметром микропор фильтра тонкой очистки топлива, фильтр окажется заблокированным белым парафиновым гелем. Топливо перестанет поступать к двигателю, и все попытки завести его ни к чему не приведут.

Температура, при которой фильтр уже не прокачивается, называется предельной температурой фильтруемости (ПТФ). Это главный эксплуатационный показатель, на который владельцам дизельных машин необходимо обращать внимание при покупке солярки зимой. Так же есть ещё такие понятия как:
— Температура помутнения — температура дизтоплива, при которой начинается кристаллизация парафина.
— Температура застывания дизтоплива — температура, при которой происходит полная потеря текучести. Она больше определяет условия хранения, нежели эксплуатации.

Из-за экономической выгоды на нефтеперерабатывающих заводах производится в основном летняя солярка. Фракции летнего дизельного топлива выкипают из нефти при ее нагреве от 180 до 360 °С. А если выкипание остановить на отметке 320°С, то на тарелках в ректификационной колонне соберутся фракции зимней солярки, свободные от длинноцепочных молекул парафинов. Вся беда в том, что из одного и того же объема нефти можно получить на выходе 42% летней солярки — и лишь 25% зимней. В полтора раза меньше! Соответственно, и стоить «настоящее зимнее» дизтопливо должно дороже.

Превратить летнее топливо в зимнее можно двумя путями:
— депарафинизацией в условиях НПЗ (на барабанных вакуумных фильтрах; на цеолитах; в процессе каталитической депарафинизации (гидродепарафинизации); депарафинизация с кристаллическим карбамидом или в спирто-водном растворе карбамида и т.д.)
— добавлением депрессорных присадок.
Избавление от парафинов влетит в копеечку, поэтому часто пользуются присадками. В топливо вводятся, например, полимеры метакриловой кислоты или сополимеры этилена с винилацетатом. Есть два механизма действия таких добавок. Первый заключается в том, что молекулы депрессора оседают на кристаллах парафина и не позволяют им срастаться в большие агломераты. А во втором случае депрессоры, наоборот, с понижением температуры создают искусственные очаги кристаллизации парафинов, притягивая их к себе. В результате в обоих случаях кристаллов парафина оказывается больше, чем в солярке без депрессора. Но размеры кристаллов намного меньше, и они не так быстро забивают фильтр тонкой очистки.

Таким образом, добавив в летнюю дизельку антигель, можно самим превратить ее в условно зимнюю, а также улучшить работу зимней солярки при сильных морозах (кстати, никогда нельзя быть уверенным на все 100%, что под видом зимнего топлива на заправке вам не залили летнее). К сожалению, растворить уже образовавшиеся кристаллы парафина невозможно (топливо само должно «оттаять»), поэтому содержимое баночки с антигелем надо заливать перед заправкой, или по крайней мере когда топливо еще не успело загустеть.

Наиболее эффективными депрессорными присадками являются соединения полимерного типа, среди которых промышленное применение получили сополимеры этилена с винилацетатом. При введении в концентрации 0,02…0,1 % присадки снижают температуру застывания дизельных топлив на 20…30 °С.

Старый дедовский способ дальнобойщиков превращения летнего дизельного топливо в зимнее это добавить до 20% керосина ТС-1 (ГОСТ 10227-86), при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.

Читайте также:  Фильтр акпп фрилендер 2

Редкий и дорогой зверь на наших АЗС это арктическое дизельное топливо. Температура застывания: –55 градусов Цельсия. Получается оно смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180-330 градусов Цельсия, а то и ниже. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и плохие смазывающие свойства (сильный износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо частенько добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло для улучшения смазывающих свойств.

Теперь немного экзотики.
Биодизель. Изготавливается биодизель из смеси растительного масла (обычно рапсового или соевого) и метилового спирта в соотношении 7-10 к 1. Биодизель имеет цетановое число не менее 51, температуру вспышки более 150 °C, имеет значительно лучшие смазочные характеристики. Главный недостаток — ограниченный срок хранения после изготовления — 3 месяца. Кроме того, в холодное время года необходимо подогревать топливо, идущее из топливного бака в топливный насос, или применять смеси 20 % биодизеля и 80 % солярки. В России в продаже я его не встречал, так что подробно останавливаться на нём не будем.

Альтернативой биодизелю является добавление в обычное дизельное топливо 20 % воды и 1 % эмульгатора с обработкой смеси в диспергаторе. Смесь можно использовать в обычных дизелях без их переделки. Цвет смеси — мутно белый. Срок хранения после приготовления — около 3-х месяцев. Технология интенсивно применяется в Германии, часть общественного транспорта питается этой смесью. Кроме очевидного снижения расхода вода также положительно сказывается на экологической составляющей – уменьшается образование оксидов азота, а так же снижается сажеобразование.

Теперь к практической части. Я пошел по старой схеме и как в случае с бензинами не поехал к перекупам, а заглянул только на 3 основные (в моём городе) сетевые заправки: Лукойл, Башнефть и Салават (Газпром нефтехим Салават).
Напомню на дворе ноябрь, лютых морозов у нас пока нет, ночью легкий морозец -3.-5, но в ближайшей перспективе может неожиданно прийти зима. Так вот единственные кого это мало волнует это Салават, они до сих пор торгуют летней соляркой, но сказать в их оправдание температура фильтруемости у их «лета» минус 17, так что с легкостью пройдет как межсезонное. Не один из производителей не стал жадничать и не стал отбирать всю дизельную фракцию, так Газпром даже в летнем варианте остановился на 333 С, что вероятно и позволяет ему не замерзнуть в легкий мороз. У остальных зимних вариантов это 295 С (Башнефть) и 303 С (Лукойл). Как следствие Башнефть перестанет фильтроваться при минус 40, а Лукойл при минус 35. Башнефть правда созналось в применении дипрессорно-диспергирующей присадки. Кому критичны эти 5 градусов, то вы в курсе где заправляться.
В остальном считаю Лукойл более предпочтительным выбором.

Во-первых тест на окислительную способность показал всего 2 г/м3 осадка, в отличии от Башнефти с максимально возможными 20 г/м3, т.е. у Лукойла мало непредельных в составе и образование смол вам не грозит. Летний вариант Салавата посередине 14 г/м3.

Во-вторых общее загрязнение у Лукойла 3 г/т из 24 возможных, в Башнефти 20 из 24, Салават 2 из 24. Т.е. мало того что у Башкирят дизелька самая грязная, так ещё из-за нестабильности грязи там может и прибавиться.

В-третьих цетановое число у Лукойла 49, Башнефть 47, Салават с их «летом» и 51 не в счет, т.к. у конкурентов летние цетановые числа больше 51. Плюс все дружно применили цетаноповышающие присадки.

Кстати что касается присадок — Башнефть кроме цетаноповышающий и дипрессорно-диспергирующей ничего не добавляет, Салават в летний вариант льёт противоизносную присадку AddiTOP L в количестве 300-500 ppm. Лукойл добавляет противоизносную, цетаноповышающую и комплексную (моющая, антикоррозионная, антипенная и деэмульгатор) подозреваю что последний компонент в комплексной может так же играть роль дипрессорно-диспергирующей, но по количеству комплексной всего 200 ppm, так что о степени влияния и эффективности судить не берусь.

В общем все дизельки вписываются в действующие стандарты, той же серы, на которую все так любят обращать внимание, у всех всего около 5 ppm, что ну очень мало, на грани обнаружения. Единственно, что касаемо стандартов, то все производители выпускают свою продукцию по разным нормативным документам: Башнефть по ГОСТ 32511-2013, Салават (Газпром) по ГОСТ Р 52368-2005, а Лукойл по своему собственному СТО 00044434-007-2006.

Оценивать присадки имеющиеся на рынке не стал, в сети и так полно тестов, плюс все производители присадок точно знают что работает, а что нет, что можно заливать, а что нет. Всё остальное зависит от их жадности, никто из них велосипед не изобретает и навряд ли изобретет.

Вроде всё, надеюсь кому-нибудь пригодиться. Всем удачи и чтобы топливо у ваших дизельных коней зимой не замерзало :))

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector