Какая может быть причина

Какая может быть причина

  1. Основание, предлог для каких-нибудь действий.
    Например: Уважительная причина; Смеяться без причины; По причине того что. по той причине что. из-за того что.
  2. Явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
    Например: Причина пожара; Причина спешки в том, что не хватает времени.

Ещё неоплатонический философ Прокл (в своём комментарии к диалогу Платона Тимею) насчитывает только у Платона 64 различных понятия о причине, а у Аристотеля — 48. Это число можно сократить до двух основных понятий причины у Платона и до четырёх — у Аристотеля.

Содержание

Античная философия [ править | править код ]

Аристотель в своей «Метафизике» изложил учение о 4-х причинах, или началах [1] , усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. При поиске причин бытия, а также любых предметов или явлений вообще, необходимо ставить не один, а четыре различных вопроса, при ответе на которые мы получаем полное понятие о данном предмете.

  • Во-первых, мы спрашиваем, из чего суть данный факт, данный предмет; это есть вопрос о субстрате, о под-лежащем, о материи, или материальной причине (греч. ΰλη , греч. ὑποκείμενον , лат. causa materialis ) [1][2] .
  • Во-вторых, спрашивается, от чего или чьим действием произведен данный предмет; это есть вопрос о творящей, производящей причине, или о источнике и начале движения (греч. αρχή της κινήσεως , лат. causa efficiens ).
  • В-третьих, спрашивается о сущности данного предмета, что он есть; это вопрос об идее, о «чтойности» (греч. тò τί ἧν εἶναι , лат. qudditas ), о форме, или формальной причине (греч. είδος , греч. μορφή , лат. causa formalis ) [2] .
  • В-четвёртых, спрашивается о том, ради чего данный предмет существует; это вопрос о цели, или конечной причине (греч. τέλος ου ενεκα , лат. causa finalis ).

Недостаток существовавших ранее философских систем Аристотель видел прежде всего в том, что они объясняли мир, не учитывая действие отмеченных им четырёх причин.

  • Так, ионийские «физиологи» искали только материальную причину всех явлений, причём одни полагали её в одной стихии, другие — в другой;
  • пифагорейцы остановились на формальной причине, которую они находили в арифметических и геометрических определениях;
  • Эмпедокл и Анаксагор к материальным стихиям ионийцев присоединили производящую причину, которую первый находил в противоборствующем действии дружественного притяжения и враждебного отталкивания, а второй — в зиждительном действии космического ума;
  • Платон, ища, как и пифагорейцы, формальную причину всего существующего, находил её в идеях, по мнению Аристотеля, оставляя без рассмотрения как производящую, так и конечную причины. Платон различает греч. νους от греч. ανάγκη , то есть намеренное действие ума по идее блага (то, что мы называем целесообразностью) от слепого и рокового действия вещественных элементов (то, что мы называем механической причинностью).

Учение Аристотеля о четырёх причинах, или началах, разработанное в его школе, а также у неоплатоников и перешедшее в патристическую и схоластическую философию, получило некоторые усложнения. Стали различать первые причины от вторых, или ближайших (лат. causae secundae seu proximae ), явились причины посредствующие (лат. causae mediae ), причины орудные (лат. causae instrumentales ), причины сопутствующие или сопровождающие (лат. causae concomitantes , у Платона греч. συναιτίαι ). При таком обогащении терминологии средневековая мысль не останавливалась равномерно на всех четырёх точках зрения, установленных Аристотелем. К центральной идее — Божеству — применялось преимущественно понятие первой производящей причины (всемогущий Творец), а также причины конечной, или цели (абсолютное совершенство, верховное благо). Причина формальная оставалась здесь сравнительно в тени, а причина материальная вовсе исключалась, так как и для философии признавалось обязательным [ источник не указан 2974 дня ] богословское положение о сотворении мира из ничего.

Новая философия [ править | править код ]

Новая философия по отношению к Причине характеризуется трояким стремлением:

  1. по возможности сузить круг прямого действия первой производящей Причины, не обращаясь к её единичным и непосредственным актам для объяснения определённых вещей и явлений в мире;
  2. устранить изыскание конечных Причин, или целей, из объяснений природы;
  3. исследовать происхождение и значение самого понятия Причины, в особенности Причины производящей.
Читайте также:  Боевик с жаном рено

В первом отношении замечательна попытка Декарта ограничить творчество Божие одним актом создания материи, из которой действительное мироздание объясняется уже всецело механическим путём, причём, однако, картезианский дуализм между духом и материей, душой и телом заставил некоторых представителей этой школы прибегать к Высшему существу для объяснения взаимной зависимости физических и психических явлений (см. Гейлинкс, Мальбранш, окказионализм, Спиноза).

Во втором отношении во главе противников телеологии стоял Бэкон, выразивший сущность своей мысли в знаменитом афоризме, что конечные причины (в которых предполагалось узнавать намерения Божии относительно того или другого создания) «подобны девам, посвященным Богу: они бесплодны». В третьем отношении анализ причины производящей представляет три историко-философских момента, обозначаемые именами Юма, Канта и Мэн-де-Бирана. Исследуя понятие причины на почве наблюдаемых явлений, Юм пришёл к заключению, что этим понятием выражается только постоянная связь двух явлений, из которых одно неизменно предшествует другому; в таком взгляде просто отрицается самое понятие причины, которое, однако, уже в общем сознании различается и противопоставляется простой временной последовательности: их смешение (post hoc = propter hoc) признается элементарной логической ошибкой, тогда как по Юму propter hoc всецело исчерпывается постоянно наблюдаемым post hoc. Юм при всем своём остроумии не мог убедительно опровергнуть бросающиеся в глаза возражения против его взгляда, каково, например, то, что научно признанная причина дня и ночи — суточное вращение Земли вокруг своей оси, заставляющее её попеременно обращаться к Солнцу той или другой стороной, — должна бы быть, по взгляду Юма, наблюдаемым явлением, постоянно предшествующим дню и ночи, тогда как на самом деле это вращение вовсе не есть наблюдаемое явление, а умственный вывод из астрономических данных, да и никакой последовательности или преемственности во времени между причиной и следствием здесь не имеется, — так что более согласно с точкой зрения Юма было бы признавать причиной дня — предыдущую ночь, причиной ночи — предыдущий день. Вообще, рассуждение Юма несомненно доказывает, что на почве наблюдаемых явлений внешнего мира понятие причины не может быть найдено (см. Юм). Убедившись в этом и сознавая, вместе с тем, основное значение этого понятия для всякой науки, Кант начал свои критические исследования о природе нашего познания, в результате которых причинность вместе с другими основами нашей познавательной деятельности была признана априорным условием этой деятельности, или категорией чистого рассудка (см. Кант). Этим ограждалось общее самостоятельное значение причинной связи, но не определялась её собственная сущность.

Французский философ Мэн-де-Биран пытался подойти к ней на почве внутреннего психологического опыта. Понятие причины, на его взгляд, дано в сознании волевого усилия, которым наше я открывает всякую свою деятельность; этот внутренне нам известный основной акт по аналогии приписывается и существам вне нас. Воззрение Мэна-де-Бирана в некоторых пунктах совпадает с идеями его немецких современников, Фихте и Шопенгауэра. Главный недостаток этого воззрения состоит в отсутствии доказательств того, что наша воля есть подлинная причина наших действий; с уверенностью утверждать можно здесь лишь то, что наша воля некоторым образом участвует в произведении некоторых из наших действий (именно тех, которые могут нам вменяться), или, другими словами, что подлинная причина наших действий в известных случаях связана с нашей волей; но этот несомненный факт ещё не даёт сам по себе никаких указаний ни на существо этой предполагаемой причины, ни на характер её связи с нашей волей, ни на природу причинности как таковой.

Читайте также:  Как снять старую пленку со стекла автомобиля

Новейшая философия [ править | править код ]

Вообще, вся работа новейшей философской мысли по вопросу о причинности страдает двумя главными недостатками:

  • отделение причины производящей от трёх остальных видов причинности, допустимое и даже неизбежное как предварительный методологический прием, остается окончательной точкой зрения исследователя, вследствие чего и результаты исследования необходимо получают крайне схоластический характер и лишены действительного философского содержания и интереса;
  • связь между реальной причинностью и её истинным корнем в логическом законе, или принцип достаточного основания, остается окончательно не выясненной; отношение частных и единичных причин к универсальной причине всего существующего остается недостаточно определённым, вследствие чего все новейшие философемы, в которые входит понятие причины, имеют или слишком общий и отвлеченный, или слишком отрывочный характер.

Выяснением и устранением этих недостатков обусловлена дальнейшая задача философии по данному вопросу.

Сочетаемость слова «причина»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова астролябия (существительное):

Ассоциации к слову «причина»

Синонимы к слову «причина»

Предложения со словом «причина»

  • До свадьбы мы не будем посвящать ни её, ни её родителей в наши планы и истинную причину замужества.
  • Смог и вызванный им дефицит кислорода — главная причина тусклого цвета лица.
  • Надписи содержали информацию об усопшем, лежащем под камнем, причину его смерти, какие-либо другие сведения о нём.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «причина»

  • Раздражение, разделявшее их, не имело никакой внешней причины, и все попытки объяснения не только не устраняли, но увеличивали его. Это было раздражение внутреннее, имевшее для нее основанием уменьшение его любви, для него — раскаяние в том, что он поставил себя ради ее в тяжелое положение, которое она, вместо того чтоб облегчить, делает еще более тяжелым. Ни тот, ни другой не высказывали причины своего раздражения, но они считали друг друга неправыми и при каждом предлоге старались доказать это друг другу.

Значение слова «причина»

ПРИЧИ́НА , -ы, ж. 1. Явление, обстоятельство, непосредственно порождающее, обусловливающее другое явление — следствие. (Малый академический словарь, МАС)

ПРИЧ’ИНА, причины, ·жен.

1. Явление, обстоятельство, служащее основанием чего-нибудь или обусловливающее появление другого явления; ант. следствие. Простуды была причиной его болезни. Расследовать причину пожара. Причина возникновения войны.

| Основание, повод, предлог для каких-нибудь действий, поступков. Рассмеялся без всякой видимой причины. «Без всякой причины в груди ее шевельнулась радость.» Чехов. Нет причины отказаться. Неосновательная причина. Неуважительная причина. По причине чего-нибудь (вследствие чего-нибудь). По какой причине? (почему?). По той (простой) причине, что. (потому, что. ). Что за причина? (почему это так случилось, в чем дело?; ·разг. ).

2. То, что причинилось, непредвиденный случай, обстоятельство ( ·обл. ). «И все бы хорошо, да сделалась причина: в дозорных появился вор.» Крылов. «Помада есть для губ и для других причин.» Грибоедов.

Значения в других словарях

  1. причина — Безусловная, благовидная, благопристойная, важная, видимая, главенствующая, главная, глубокая, действительная, деликатная, достаточная, естественная, законная, закономерная, известная, извиняющая, исконная, истинная, коренная, косвенная, ложная. Словарь эпитетов русского языка
  2. причина — причина ж. 1. Явление, обстоятельство, служащее основанием чего-либо или обусловливающее другое явление. || противоп. следствие 2. Основание, повод, предлог для каких-либо действий, поступков. || перен. разг. Виновник чего-либо. Толковый словарь Ефремовой
  3. Причина — (αιτία, causa, Ursache) — требуемое логически условие всего бывающего, или то, без чего, по предположению нашего разума, данный факт не может произойти, а при наличности чего он происходит с необходимостью. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  4. причина — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? причины, чему? причине, (вижу) что? причину, чем? причиной, о чём? о причине; мн. что? причины, (нет) чего? причин, чему? причинам, (вижу) что? причины, чем? причинами, о чём? о причинах. Толковый словарь Дмитриева
  5. причина — (причиной) ч е г о к ч е м у. 1. ч е г о (при выражении зависимого слова именем существительным). Причина пожара. Причина заболевания. Причиной отставания в выполнении плана была несвоевременная доставка сырья. Управление в русском языке
  6. причина — орф. причина, -ы Орфографический словарь Лопатина
  7. причина — -ы, ж. 1. Явление, обстоятельство, непосредственно порождающее, обусловливающее другое явление — следствие. — Нет действия без причины, — сказал доктор. — Есть смерть, значит, есть и причина. Чехов, Следователь. || чего. Малый академический словарь
  8. причина — См. причинять Толковый словарь Даля
  9. ПРИЧИНА — ПРИЧИНА — см. Причинность. Большой энциклопедический словарь
  10. причина — • веская
Читайте также:  Рулевая рейка тойота хайлендер 2011

Словарь русской идиоматики

  • Причина — Причина, причинять, вина. [. ] можно ли, не зная истории лексической системы русского литературного языка в ее взаимодействии с народно-областными словарями, воспроизвести семантическую историю слова причина. Историко-этимологический словарь
  • причина — Первопричина, повод, основание, вина, виновник, источник, корень, мотив, предлог; рычаг, сила, фактор, орган, орудие, пружина, резон, секрет, семя Причина всех причин Причина побудительная. Словарь синонимов Абрамова
  • Причина — (лат. causa) явление, непосредственно обусловливающее, порождающее др. явление — следствие. В реальном мире все явления и процессы находятся в универсальной связи и взаимодействии. Понятие «П. Большая советская энциклопедия
  • причина — Это слово было заимствовано из польского, где образовано от глагола przyczynic – "сделать". Родственные слова: чин, (при)чинить. Этимологический словарь Крылова
  • причина — сущ., кол-во синонимов. Словарь синонимов русского языка
  • причина — ПРИЧИНА, ы, ж. 1. Явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления. П. пожара. П. спешки в том, что не хватает времени. 2. Основание, предлог для какихн. действий. Уважительная п. Смеяться без причины. • По причине чего, в знач. Толковый словарь Ожегова
  • причина — Причи́н/а. Морфемно-орфографический словарь
  • причина — причина , -ы Орфографический словарь. Одно Н или два?
  • ПРИЧИНА — ПРИЧИНА — англ. reason/cause; нем. Ursache/Kausalitat. 1. Явление (действие), вызывающее, обусловливающее возникновение или изменение др. явления или действия. 2. Основание, предлог для к.-л. действий. Социологический словарь
  • причина — Заимств. не позже XV в. из польск. яз., в котором оно является производным от przyczynić «сделать». См. чин, чинить. Этимологический словарь Шанского
  • причина — ПРИЧИНА -ы; ж. 1. Явление, обстоятельство, непосредственно порождающее, обусловливающее другое явление — следствие. П. пожара. П. болезни. П. поломки. Выяснить, установить причину. Найти причину. Устранить причину. Без причины нет следствия. Толковый словарь Кузнецова
  • причина — Участник (обычно неодушевленный или действовавший бессознательно), который является причиной ситуации. Наводнение нанесло ущерб. Асланбек обрадовался письму. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  • причина — причи́на причини́ть, укр. причи́на, польск. рrzусzуnа. От чин, чини́ть (Бернекер 1, 156; Брюкнер 82). Не связано непосредственно с нача́ть, начну́, вопреки Шуману (AfslPh 30, 295). Этимологический словарь Макса Фасмера
  • причина — Причина, причины, причины, причин, причине, причинам, причину, причины, причиной, причиною, причинами, причине, причинах Грамматический словарь Зализняка
  • ПРИЧИНА — ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ — философские категории, фиксирующие генетическую связь между явлениями, при которой одно явление (П.) своим действием вызывает (порождает) другое явление (С). Основой причинных связей выступает взаимодействие явлений или объектов. Новейший философский словарь
  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector