Инструкция по эксплуатации гбо

Инструкция по эксплуатации гбо

Купив б/у машину «на газу» и я был счастлив, что буду экономить на топливе. В действительности я огреб кучу проблем с газовым оборудованием, которые удалось решить спустя год копания в инете, чтения форумов и посещения разных СТО по ГБО. Изложенные рекомендации, основаны на моем личном опыте самоучки, и адресованы новичкам и чайникам, кто хочет разобраться и настраивать свою машину сам.

Машина Geely CK2. Оборудование:
— Редуктор Tomasetto Alaska AT-09;
— Форсунки REG FAST Light (синие);
— ЭБУ (электронный блок управления) Stag 4 plus.

Шаг первый – заглядываем под капот машины.

Назначение:
1) Газовый клапан:
— клапан устанавливается в подкапотном отсеке между баллоном и редуктором
— клапан перекрывают или открывают газовую магистраль по команде переключателя/ коммутатора/ блока управления
— когда электропитание отключается, он должен находиться в закрытом положении

2) Редуктор:
— испарение жидкой пропанобутановой смеси (нефтяного газа), осуществляется за счет снижения давления и теплообмена между частями редуктора, подогреваемыми жидкостью системы охлаждения
— автоматическое снижение давления до рабочего уровня

3) Газовые форсунки (инжекторы):
— блок газовых инжекторов устанавливается в непосредственной близости от впускного коллектора и подключается шлангами к форсункам, врезанным в коллектор максимально близко к впускному клапану
— основной параметр инжекторов – минимальное время открытия. Чем меньше время открытия, тем быстрее работает инжектор и точнее может быть осуществлена подача газа

4) MAP sensor (датчик давления и температуры газа):
датчик, измеряющий температуру газа непосредственно в потоке газа. Он объединен с датчиком давления газа, что дай возможность ЭБУ газа делать правильные расчеты и коррекции

5) Фильтр паровой фазы газа тонкой очистки:
— устанавливается между редуктором и газовыми инжекторами
— обеспечивает тонкую фильтрацию испаренного газа (70-80 микрон)

На что следует обратить внимание:
1. Шланги с ОЖ идущие к редуктору должны быть толстые и врезаны параллельно печке. Если у вас на штуцер редуктора одет кусок толстого шланга, а в него вставлен шланг с мизинец толщиной будут проблемы с прогревом редуктора см. статью.

2. Не поленитесь, подтяните все хомутики. Со временем шланги обжимаются и газ начинает травить.

3. Проверьте провода идущие от мозгов ГБО к аккумулятору. Они хлипкие. В инете описано много случаев, когда проблемы с ГБО были связаны с отвалившимися контактами.

4. Рекомендованное положение форсунок – вертикальное. Добивается притягиванием их пластиковыми хомутами к «чему удобнее». Проводя ТО, мастера эти хомуты обрезают, а затем часто ленятся всё восстановить, как положено, и форсунки болтаются «как есть» на своих шлангах.

Шаг второй – приобретаем кабель, устанавливаем ПО.

С кабелем два варианта или покупаем или делаем самостоятельно – инет в помощь. Я купил. ПО скачиваем на официальном сайте (www.ac.com.pl), оно бесплатное (точнее входит в стоимость вашего газового ЭБУ). Для мобильности устанавливаем ПО на ноутбук. Тут есть пару моментов:
— батарея ноута должна выдерживать минимум 10-15 минут работы, иначе рискуете его выключением посередине калибровки;
— желательно доступ к инету:
а) для обновления прошивки газового ЭБУ;
б) если у вас стоит Windows 7.
Дело в том, что подлая Windows 7 ставит драйвера только на тот порт USB куда вы воткнули кабель. Если он у вас вдруг разболтался и вы решили кабель воткнуть в другой USB, то Windows 7 начнет качать с инета драйвера по новой и по новой их устанавливать именно для этого порта USB.
Подключаем кабель к разъему газового ЭБУ и ноуту. Запускаем ПО.

Шаг третий – настройка ГБО.

Прежде, чем лезть в настройки, рекомендую прочитать статью , автор толково изложил принципы работы газового ЭБУ.

Ниже приведен текст взятый от сюда. Добавлены комментарии ( К: ) по выбору некоторых параметров, исходя из собственного опыта.

После установки программы, подключаем кабель интерфейса к блоку управления, заводим автомобиль и запускаем программу. В открывшемся окошке мы увидим разные вкладки, параметры настройки и т.д.

Первое окно.
Все, на что нужно обратить внимание в первом окне это несколько пунктов.

2. Кол-во цилиндров на катушку ⇒ Правильно выставляем кол-во цилиндров на катушку. В зависимости от типа вашего двигателя и количества цилиндров, это значение может быть от 1 до 4. Если вы правильно его выставили, то значение сигнала RPM (в окошке по середине справа), будет примерно соответствовать оборотам вашего двигателя.

Второе окно.
Двигаемся далее и переходим во вкладку «Установки ГАЗ контроллера»

К: Автокалибровку рекомендую производить на хорошо прогретом двигателе: когда температура редуктора, газа (шлангов ведущих к форсункам) и подкапотного пространства установиться на постоянном, рабочем значении. После автокалибровки стоит сохранить настройки (вкладка Параметры автомобиля — Сохранить). Пригодиться. Желание вручню подредактировать карту очень навязчиво, а результат не очевиден.

Система начнет автоматическую настройку, как только автомобиль будет прогрет до 50°. Посте старта, необходимо подождать некоторое время пока калибровка не будет завершена. Как правило это занимает до 2 минут. В случае если настройка длится более двух минут, скорее всего, это говорит о том, что есть какие-то неполадки в системе зажигания, либо неправильно подобранно или установлено оборудование. Стоит отметить, что для корректной работы гбо, такие элементы системы зажигания автомобиля как свечи, провода, катушки, должны быть в идеальном состоянии. Если эти узлы «прошли» более 70% своего ресурса, их рекомендовано заменить.
После того как автонастройка будет закончена переходим во вкладку «Карта»

Читайте также:  Моргает светодиодная лента во включенном состоянии причина

Четвертое окно
Графическая карта будет выглядеть примерно следующим образом.

Как исправить?
Настраиваем рабочее давление редуктора.
В качестве примера, за основу возьмем все тот же редуктор Tomasetto Alaska AT09. Рабочее давление редуктора, рекомендовано выставлять на уровне от 1 до 1,35 атмосфер. Регулируется оно с помощью винта, который находится прямо по центру редуктора. Впрочем, практически во всех редукторах регулировка давления происходит таким же образом.

Правильно выбираем форсунки:
Как уже было сказано выше, форсунки подбираются исходя из мощности вашего двигателя. Если регулировки давления редуктора, недостаточно для того, чтобы график оказался в нужном нам диапазоне, то необходимо увеличить либо уменьшить диаметр дюз форсунок. В нашем случае мы рассматривали форсунки Hana 2000 Red. Заводом изготовителем, предусмотрено всего четыре варианта, и подбираются они по специальной таблице. Поэтому ошибиться с выбором сложно.

Данная инструкция не является профессиональной инструкцией по настройке, это бытовое руководство по эксплуатации ГБО.

Вакуумный (для карбюратора) или электронный (для инжектора) двухступенчатый редуктор предназначен для работы на сжиженном нефтяном газовом топливе (пропан-бутан). Из баллона газ под давлением 16 атм. поступает в газовый клапан, где подвергается очистке от смолистых веществ и механических примесей. Далее очищенный газ проходит в первую ступень редуктора, где давление понижается до 2 атм., а затем во вторую, где оно понижается до 0,5 атм.

Под действием разрежения, создаваемого в коллекторе, работающего двигателя, газ из полости второй ступени редуктора поступает в тройник-дозатор. Из тройника-дозатора через смесительное устройство (проставка, смеситель или форсунки) в камеры карбюратора или устройство впрыска, где образовывается однородная горючая смесь, которая поступает в цилиндры двигателя. Охлаждающая жидкость из блока цилиндров двигателя через переходник поступает в нижний патрубок редуктора, подогревая газ и улучшая его испарение.

Порядок запуска ГБО в работу карбюраторного автомобиля

— Запуск холодного двигателя необходимо (при температурах ниже + 7-10 градусов) и желательно в принципе производить на бензине с последующим прогревом до температуры 40-50 градусов. 3атем коммутатор (переключатель в салоне) переводится в среднее положение, происходит выработка бензина из поплавковой камеры. Как только автомобиль начнет работать с перебоями, перевести коммутатор в положение «газ». Допускается пуск прогретого двигателя на газу.

— Частота оборотов холостого хода регулируется винтом, расположенным на корпусе редуктора. Расход газа регулируется винтами на тройнике-дозаторе. После первичной регулировки, проведенной мастером установочного центра, расходно-динамические характеристики можно улучшить следующим образом: винт 1 регулирует подачу газа в первую камеру карбюратора, что влияет на динамические характеристики машины при разгоне и частичных нагрузках. Разгоните машину до 80 км/ч, и, если «прием хороший», закрутите винт 1 на пол-оборота, процедуру повторяйте до тех пор, пока машина не начнет «тупить», после чего выкрутите винт 1 на четверть оборота назад. Винт 2 управляет второй камерой карбюратора, от степени наполнения которой зависит приемистость на полных нагрузках. Для регулировки второй камеры разгоните машину свыше 90 км/ч и повторите процедуру описанную выше. Т. к. плотность газа (кг/л) меньше плотности бензина, газа расходуется на 10-15 % больше. При парковке на ночь автомобиль следует перевести на бензин. Для этого увеличить обороты двигателя до 3000-3500 об/мин, коммутатор (переключатель) перевести в положение «бензин», минуя выработку, и подождать заполнения бензином поплавковой камеры.

Порядок запуска инжекторного автомобиля

Инжекторный автомобиль оснащается двухпозиционным автоматическим переключателем (коммутатором) газ-бензин. Когда переключатель находится в положении бензин, машина работает только на бензине (горит красная сигнальная лампа на знаке бензин). Для перевода автомобиля на газ необходимо следующее:

1. Переключить коммутатор в положение газ.

2. Запустить двигатель в работу и прогреть его до температуры 40-50 градусов. При этом на коммутаторе лампочка символа бензин горит красным, на символе газ мигает зеленая лампа (режим ожидания оборотов).

З. Для перехода на газ необходимо нажать на педаль акселератора и набрать 2500 оборотов и резко отпустить. Машина перешла на газ (на символе газ горит зеленая лампа, красная погасла).

Основные требования по безопасности

— В случае, когда не устраивает мощность, повышенный расход, проблемы с холостым ходом, запрещается самостоятельная регулировка автомобиля (неправильное регулирование может явиться причиной хлопка (только инжектор) и, как следствие, выхода из строя ДМРВ, корпуса воздушного фильтра, впускного коллектора). В этом случае следует обратиться на СТО.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля до полной выработки газа из баллона (обедненная смесь может быть причиной хлопка). Рекомендуется оставлять 10%.
— Рекомендуется менять воздушный фильтр не реже каждых 5-6 тысяч км.
— Необходимо сливать конденсат (пластиковый винт-пробка на корпусе редуктора) каждые 1000 км, но не позднее 1500 км.
— Инжектор: если произойдет хлопок, необходимо перевести коммутатор в положение бензин (будет гореть только красная лампа) и приехать на консультацию в сервисный центр.
— Инжектор: запрещается эксплуатация автомобиля на газу, когда в бензобаке нет бензина. Воздушная пробка может повлечь выход из строя бензонасоса (минимальный остаток 7-10 литров).

Читайте также:  Подлокотник на гранту своими руками размеры

Полезные советы

— Бензиновый клапан при работе автомобиля на газу находится в закрытом положении (ОFF), поэтому при выходе из строя электросистемы прерывается как подача газа, так и бензина. В этом случае надо проверить предохранитель ГБО и в случае его неисправности — заменить. Если предохранитель исправен, электросистема проверяется следующим образом:
при переключении коммутатора в положение «газ» (или положение «бензин») соответствующие электроклапаны должны издать характерный щелчок. Если этого не происходит, система неисправна. В этом случае надо перевести коммутатор в среднее положение (выработка), вкрутить винт механического открытия бензоклапана и приехать в техцентр. Категорически запрещается держать клапан бензина открытым при исправной электросистеме , т. к. это ведет к одновременной подаче в двигатель газа и бензина, что недопустимо.
— для оптимальности состава топливовоздушной смеси рекомендуется менять воздушный фильтр не реже, чем через 7000 км пробега.
— Рекомендуется использовать воздушный фильтр с возможно меньшим сопротивлением воздушному потоку.
— производить замену свечей каждые 10000 км (свеча, производящая менее 3-4 импульсов не воспламеняет газо-воздушную смесь в цилиндре двигателя).
— сливать конденсат из редуктора через каждые 1500 км путем откручивания винта на корпусе редуктора.
— После каждых 500 км, пройденных автомобилем на газу, проезжать 15-20 км на бензине, что способствует оседанию окиси свинца на клапанах и седлах, предотвращая их дополнительный износ, а также уменьшает износ диафрагм и засорение карбюратора.

Общие требования по безопасности

— Проводить ежедневную проверку уровня охлаждающей жидкости (тосола).
— В случае обнаружения утечек или повреждения ГБО перекрыть магистральный вентиль мультиклапана на баллоне и приехать в сервисный центр. Запрещается подтягивать гайки и соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением газа.
— Запрещается заводить автомобиль на газу при вынутом подсосе, это сократит срок службы основной мембраны или будет причиной разрыва.
— Запрещается оставлять полностью заправленный газом автомобиль на солнце, не израсходовав перед этим несколько литров.
— Запрещается эксплуатировать ГБО при обнаружении внешних механических повреждений.
— Запрещается продолжать движение автомобиля на газу при обнаружении запаха газа в салоне.
— При монтаже и демонтаже любых узлов ГБО своими силами, а так же при консервации автомобиля на длительный срок (больше месяца), необходимо перекрыть заправочный и магистральный вентили на мультиклапане баллона.

Инструкция по эксплуатации инжекторных автомобилей, оснащенных газобаллонной аппаратурой.

Для безотказной работы газобаллонного оборудования необходимо регулярно проводить технические осмотры, обслуживание и своевременный ремонт газобаллонной аппаратуры, который должен проводиться на специализированных постах или станциях технического обслуживания.

1. Техника безопасности и предупреждения.

1.1 Эксплуатация комплекта ГБА (газобаллонной аппаратуры), работающего под давлением 1,6 МПа (16 кгс/см 2 ) должна осуществляться в соответствии c требованиями настоящей инструкции.

1.2 Следует обращать особое внимание на герметичность всех соединений трубопроводов, клапанов, редуктора — испарителя и надёжность крепления газового баллона.

1.3 В холодное время года, при низких температурах воздуха (ниже, +10° C), запрещается преждевременный запуск холодного двигателя на газовом топливе (с целью предотвращения обмерзания редуктора — испарителя и повышенного износа цилиндров двигателя). Для перевода двигателя на газовое топливо необходимо прогреть двигатель на бензине до температуры охлаждающей жидкости 50-60° C.

1.4 Останавливать двигатель следует выключением зажигания. При длительных стоянках рекомендуется закрывать расходный вентиль на баллоне и вырабатывать газ из системы

1.5 Расходный вентиль на баллоне следует открывать полностью во избежание дросселирования газа при прохождении через него.

1.6 Закрывать расходный вентиль следует в случаях длительной стоянки автомобиля, а также в случае неисправности газовой системы. После закрьтия расходного вентиля необходимо выработать газ из системы и затем, после остановки двигателя, выключить зажигание.

1.7 Не допускается одновременная подача двух топлив.

1.8 Категорически запрещается:

  • производить обслуживание и ремонт газобаллонный аппаратуры при наличии людей в салоне и кабине;
  • в случае утечки газа запускать двигатель с открытыми расходными вентилями на баллонах;
  • производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении;
  • эксплуатировать ГБА на газе при обнаружении внешних механических повреждений, неисправной газовой аппаратуре и утечке газа из системы;
  • эксплуатировать ГБА в любом режиме (на бензинe, либо на газе) при обнаружении утечки газа в арматуре газовых баллонов;
  • продолжать движение при обнаружении запаха газа в кабине водителя и пассажирском салоне;
  • эксплуатировать ГБА после истекшего срока очередногоиспытания ( переосвидетельствования ) баллонов, техосмотра ГБА;
  • производить проверку герметичности соединений открытым пламенем и пользоваться огнем для каких-либо целей;
  • останавливать ГБА около мест, где осуществляют работы c открытым пламенем;
  • ставить ГБА, имеющий утечку газа, на стоянку в помещение или на консервацию;

при обнаружении утечки газа:

  • курить и пользоваться любым открытым пламенем;
  • производить любые ремонтные работы c электрооборудованием до устранения причин утечки

1.9 Перед проверкой или ремонтом приборов электрооборудования на автомобиле необходимо убедиться в отсутствии скопления газа под капотом, салоне, багажнике автомобиля (пе’ наличию характерного запаха).

1.10 Ремонт газовой аппаратуры следует производить только после выработки газа из системы, при закрытых вентилях на баллоне.

Читайте также:  Напряжение на регуляторе давления тнвд

1.11 Автомобиль должен быть укомплектован хладоновым или порошковым огнетушителем ёмкостью не менее 2 л.

1.12 Вносить конструктивные изменения в систему ГБА, разбирать, переносить, внедрять новаторские идеи без согласования сертифицированных специалистов.

Предостережения.

Пропан — бутановый газ, выходящий на воздух и виде жидкости, интенсивно испаряется и отнимает тепло из окружающей среды. Поэтому попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обморожение.

B случае возникновения на автомобиле пожара необходимо, немедленно выключить зажигание, закрыть расходный вентиль на баллоне и приступить к тушению горящего автомобиля огнетушителем, песком, одеждой или кошмой.

Газовая аппаратура автомобиля работает под избыточным давлением до 16 Мпа (16 кгс/см 2 ) и поэтому требует тщательного соблюдения правит техники безопасности. При утечках из газовой системы тяжёлый газ, c трудом рассеивающийся в воздухе, особенно в закрытых помещениях, скапливается внизу (к примеру. в смотровой яме) и может легко образовать взрывчатую смесь.

Основным требованием техники безопасности при эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном газе является регулярная тщательная проверка герметичности газовой аппаратуры и немедленное устранение причин, вызывающих утечки. Значительны утечки газа обнаруживаются на слух или по обмерзанию соединений, пропускающих газ. Небольшие утечки обнаруживаются c помощью мыльного раствора или машинного масла.

При затягивании или отвертывания болтов и гаек в газовых соединениях следует предварительно закрыть вентили баллона и выработать газ из системы для устранения избыточного давления. Нужно быть осторожным c инструментом, не допускать появления искры при ударе.

2. Особенности эксплуатации автомобиля на сжиженном нефтяном топливе.

2.1 Пуск двигателя на газовом топливе.

Перед пуском необходимо:

  • осмотреть газовую аппаратуру и убедиться в её исправности и герметичности
  • проверить по указателю уровня газа наличие топлива в баллоне
  • плавно открыть расходный вентиль жидкой фазы на блоке арматуры баллона (или убедиться в том, что он открыт).

При пуске холодного двигателя при температуре окружающей среды ниже +10° C необходимо запускать двигатель только на бензине. После прогрева охлаждающей жидкости до температуры (плюс 50-60°С) перевести работу двигателя на газовое топливо методом увеличения оборотов двигателя (перегазовкой).

2.2 Остановка двигатели.

Останавливать двигатель следует выключением зажигания. Перед длительной остановкой при отрицательной температуре окружающем среды газовый клапан необходимо отключить установкой переключателя в положение «Бензин». Перед длительной стоянкой (более суток) следует при работающем двигателе закрыть расходный вентиль на блоке арматуры газового баллона и выработать газ из системы до остановки двигателя, затем выключить зажигание.

2.3 Перевод двигателя с одного вида топлива на другой.

Для перевода двигателя с бензина на газ необходимо:

  • открыть расходный вентиль на блоке арматуры
  • запустить двигатель на бензине
  • установить переключатель вида топлива в положение «ГАЗ »
  • увеличить обороты двигателя нажатием педaли газа до установленной нормы и при характерном щелчке полуавтомата, установленного в салоне автомобиля, убедиться, что автомобиль работает на газе.

Для перевода работающего двигателя c газа па бензин необходимо:

  • немного увеличив обороты двигателя, поставить переключатель вида топлива в положение «Бензин»

2.4 Порядок наполнения баллона сжиженным газом.

Остановить двигатель, включить зажигание.

Открыть багажник и капот.

Снять заглушку c заправочного штуцера ВЗУ (выносное заправочное устройство).

Открыть заправочный вентиль блоке арматуры.

Присоединить наполнительный шланг к заправочному устройству ВЗУ и начать наполнение баллона.

После срабатывания клапана ограничения заправки (слышимый щелчок) в блоке арматуры, перекрыть вентиль на наполнительном шланге(при его наличие) и отсоединить наполнительный шланг.

Установить заглушку на заправочное устройство ВЗУ (блока арматуры). Во избежании срабатывания клапана ограничения расхода при заправке, расходный вентиль блока арматуры держать закрытым. После заправки его следует открывать плавно.

3. Техническое обслуживание.

Самостоятельно:

3.1 Периодически, один раз в месяц, проверить герметичность системы обмыливанием соединений. Сливать осадки конденсата с редуктора испарителя

3.2 Периодически, один раз в месяц, проверять крепление редуктора газового клапана, баллона.

3.3 Периодически, через 1500-2000 км. пробегa, производиться слив конденсата из редуктора-испарителя через сливное отверстие, которое находится в нижней части редуктора (болт, заглушка).

Только на СТО:

3.4 Рекомендуется заменять резинотехнические изделия в системе через 30-40 тыс. км пробега автомобиля.

4. Правила хранения автомобиля, оснащенного газобаллонной аппаратурой.

Хранение автомобиля, укомплектованного газобаллонной аппаратурой, допускается как на открытых площадках, так и в помещениях (гаражах). Помещения по взрывопожарной и пожарной опасности должны соответствовать категории «В», требований Общесоюзных норм технологического проектирования «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» ОНТП 24-86.

При хранении автомобиля на открытой площадке, останавливать двигатель следует в порядке указанном в п.2.2.

При хранении автомобиля в закрытом помещении необходимо следующий порядок въезда и выезда:

  • Пеpед въездом в гараж перекрыть расходный вентиль на блоке арматуры баллона, выработать газ из системы до появления перебоев в работе двигателя, переключить двигатель на бензин и все перемещения внутри гаража осуществлять только на бензине;
  • При выезде из гаража запустить двигатель на бензине и переводить на газ только после выезда из помещения;
  • Внутри гаража запрещается открывать вентили баллонa и запускать двигатель на газе.

Будьте внимательны при эксплуатации оборудования!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector