Генератор г 303 схема подключения

Генератор г 303 схема подключения

Здесь приведены электрические характеристики генератора на постоянных магнитах Г303В. Этот генератор высокооборотистый, поэтому в ветряках его использовать сложно. Испытания проводились в полевых условиях, поэтому точность измерений не слишком высока.

Устройство автомобильного генератора ссылка 1
Как проверить автомобильный генератор ссылка 2

Обозначения контактов автомобильного генератора. иногда очень нужно иметь под рукой такую табличку, а её нет 🙁

Электрические схемы автомобильных генераторных установок
Приводим примеры восьми наиболее распространенных схем автомобильных генераторных установок. На всех схемах под цифрами обозначены:
1 — генератор;
2 — обмотка возбуждения;
3 — обмотка статора;
4 — выпрямитель;
5 — выключатель;
6 — реле контрольной лампы;
7 — регулятор напряжения;
8 — контрольная лампа;
9 — помехоподавительный конденсатор;
10 — трансформаторно-выпрямительный блок;
11 — аккумуляторная батарея;
12 — стабилитрон защиты от всплесков напряжения;
13 — резистор.

Генераторные установки имеют различные обозначения выводов (обозначения немного разнятся с обозначениями на первой таблице):
— «плюс» силового выпрямителя: «+», В, 30, В+, ВАТ;

— вывод обмотки возбуждения: Ш, 67, DF, F, ЕХС, Е, FLD;

— вывод для соединения с
лампой контроля исправности
(обычно «плюс» дополнительного
выпрямителя, там, где он есть): D, D+, 61, L, WL, IND;

— вывод нулевой точки
обмотки статора: 0 (ноль), МP;

— вывод регулятора напряжения
для подсоединения его в
бортовую сеть, обычно к
«+» аккумуляторной батареи: Б, 15, S;

— вывод регулятора напряжения
для питания его от выключателя
зажигания: IG;

— вывод регулятора напряжения
для соединения его с бортовым
компьютером: FR, F.

Различают два типа невзаимозаменяемых регуляторов напряжения — в одном типе (рис. 1) выходной коммутирующий элемент регулятора напряжения соединяет вывод обмотки возбуждения генератора с «+» бортовой сети, в другом типе (рис. 2, 3) — с «-» бортовой сети. Транзисторные регуляторы напряжения второго типа являются более распространенными.

Чтобы на стоянке аккумуляторная батарея не разряжалась, цепь обмотки возбуждения генератора (в схемах 1, 2) запитывается через выключатель зажигания. Однако при этом контакты выключателя коммутируют ток до 5А, что неблагоприятно сказывается на их сроке службы. Разгрузить контакты выключателя можно, используя промежуточное реле, но более прогрессивно, если через выключатель зажигания запитывается лишь цепь управления регулятора напряжения (рис. З), потребляющая ток силой в доли ампера.

Прерывание тока в цепи управления пере водит электронное реле регулятора в выключенное состояние, что не позволяет току протекать через обмотку возбуждения. Однако применение выключателя зажигания в цепи генераторной установки снижает ее надежность и усложняет монтаж на автомобиле. Кроме того, в схемах на рис. 1, 2, 3 падение напряжения в выключателе зажигания и других коммутирующих или защитных элементах, включенных в цепь регулятора (штекерные соединения, предохранители), влияет на уровень поддерживаемого регулятором напряжения и частоту переключения его выходного транзистора, что может сопровождаться миганием ламп осветительной и светосигнальной аппаратуры, колебанием стрелок вольтметра и амперметра.

Поэтому более перспективной является схема на рис. 5. В этой схеме обмотка возбуждения имеет свой дополнительный выпрямитель, состоящий из трех диодов. К выводу «Д» этого выпрямителя и подсоединяется обмотка возбуждения генератора. Схема допускает некоторый разряд аккумуляторной батареи малыми токами по цепи регулятора напряжения, и при длительной стоянке рекомендуется снимать наконечник провода с клеммы «+» аккумуляторной батареи.

Читайте также:  Индикатор вмт своими руками

В схему на рис. 5 введено подвозбуждение генератора от аккумуляторной батареи через контрольную лампу 8. Небольшой ток, поступающий в обмотку возбуждения через эту лампу от аккумуляторной батареи, достаточен для возбуждения генератора и в то же время не может существенно влиять на разряд аккумуляторной батареи. Обычно параллельно контрольной лампе включают резистор 1З, чтобы даже в случае перегорания контрольной лампы генератор мог возбудиться.

Контрольная лампа в схеме на рис. 5 является одновременно и элементом контроля работоспособности генераторной установки. В схеме применен стабилитрон 12, гасящий всплески напряжения, опасные для электронной аппаратуры. С целью контроля работоспособности в схеме рис. 1 введены реле с нормально замкнутыми контактами, через которые получает питание контрольная лампа 8. Эта лампа загорается после включения замка зажигания и гаснет после пуска двигателя, т.к. под действием напряжения от генератора реле, обмотка которого подключена к нулевой точке обмотки статора, разрывает свои нормально замкнутые контакты и отключает контрольную лампу 8 от цепи питания.

Если лампа 8 при работающем двигателе горит, значит, генераторная установка неисправна. В некоторых случаях обмотка реле контрольной лампы 6 подключается на вывод фазы генератора.

Схема рис. 6 характерна для генераторных установок с номинальным напряжением 28 вольт. В этой схеме обмотка возбуждения включена на нулевую точку обмотки статора генератора, т.е. питается напряжением, вдвое меньшим, чем напряжение генератора. При этом приблизительно вдвое снижаются и величины импульсов напряжения, возникающих при работе генераторной установки, что благоприятно сказывается на надежности работы полупроводниковых элементов регулятора напряжения.

Резистор 13 служит тем же целям, что и контрольная лампа в схеме рис. 5, т.е. обеспечивает уверенное возбуждение генератора.

На автомобилях с дизельными двигателями может применяться генераторная установка на два уровня напряжения 14/28 В. Второй уровень 28 В используется для зарядки аккумуляторной батареи, работающей при пуске ДВС. Для получения второго уровня используется электронный удвоитель напряжения или трансформаторно-выпрямительный блок (ТВБ), как это показано на рис. 4.

В системе на два уровня напряжения регулятор стабилизирует только первый уровень напряжения 14 вольт. Второй уровень возникает посредством трансформации и последующего выпрямления ТВБ переменного тока генератора. Коэффициент трансформации трансформатора ТВБ близок к единице.

В некоторых генераторных установках зарубежного и отечественного производства регулятор напряжения поддерживает напряжение не на силовом выводе генератора «+», а на выводе его дополнительного выпрямителя, как показано на схеме рис. 7.

Схема является модификацией схемы рис. 5, с устранением ее недостатка — разряда аккумуляторной батареи регулятора напряжения при длительной стоянке. Такое исполнение схемы генераторной установки возможно потому, что разница напряжения на клеммах «+» и «Д» невелика. На этой же схеме (рис. 7) показано дополнительное плечо выпрямителя, выполненное на стабилитронах, которые в нормальном режиме работают как обычные выпрямительные диоды, а в аварийных — предотвращают опасные всплески напряжения.

Резистор R, как было показано выше, расширяет диагностические возможности схемы. Этот резистор вообще характерен для генераторных установок фирмы 8osch. Генераторные установки без дополнительного выпрямителя, но с подводом к регулятору вывода фаз, применение которых, особенно японскими и американскими фирмами, расширяется, выполняются по схеме рис. 8. В этом случае схема генераторной установки упрощается, но усложняется схема регулятора напряжения, т.к. на него переносятся функции предотвращения разряда аккумуляторной батареи на цепь возбуждения генератора при неработающем двигателе автомобиля и управления лампой контроля работоспособного состояния генераторной установки.

Читайте также:  Метки грм нива 21214 с гидрокомпенсаторами

На вход регулятора может подаваться напряжение генератора или аккумуляторной батареи (пунктир на рис. 8), а иногда и оба эти напряжения сразу.

Конечно, стабилитрон 12, защищающий от всплесков напряжения дополнительное плечо выпрямителя, а также выполнение выпрямителя на стабилитронах может быть использовано в любой из приведенных схем.

Некоторые фирмы применяют включение контрольной лампы через разделительный диод, а в схемах рис. 5, 7 включение ее идет через контактное реле. В этом случае обмотка реле включается на место контрольной лампы. Если генераторная установка работает в комплексе с датчиком температуры электролита, она имеет дополнительные выводы для его подсоединения.

Генераторы на большие выходные токи могут иметь параллельное включение диодов выпрямителя. Для защиты цепей генераторной установки применяют предохранители, обычно в цепях контрольной лампы, соединениях регулятора с аккумуляторной батареей, в цепи питания аккумуляторной батареи.

Главные правила осмотра генератора МТЗ-80. Схема подключения генератора.

Практически в любом транспортном или рабочем средстве на колёсах существует два источника питания — аккумулятор и генератор. Автомобили нас не интересуют, а вот генератор МТЗ очень даже интересен, и именно его мы подробно рассмотрим.

Как абсолютно любой генератор, тракторный строго придерживается тех же целей — преобразование одного вида энергии в другой. Конкретно, механической в электрическую, что успешно выполняет от вращения коленвала, как и на другой технике.

Принцип работы этого устройства в тракторной технике

Если говорить откровенно, то он вообще ничем не отличается, кроме внешнего вида, габаритов (размеров), способов подключения и ещё несколькими нюансами.

Генератор МТЗ — 80 — это всегда трёхфазное устройство с односторонним возбуждением электромагнита, которое называется Г306 — Д (прочие модификации: Г — 306А, Г — 304А).

Для адекватной работы генератору Г306 — Д требуется постоянный ток, именно поэтому в самом генераторе ток проходит через трёхфазный выпрямитель, превращаясь в постоянный из переменного. Основные детали Г306 — Д, устанавливаемых на белорусских тракторах марки МТЗ — 80, 82 и аналогичных моделях — это статическое устройство и роторное (статор и ротор).

Статор этой модели изготавливается из нескольких электротехнических стальных листов, а трёхфазная катушка с обмоткой крепится изнутри к выступу. Ротор выполнен по аналогичной технологии и выглядит, как звезда с шестью углами, напрессованная на вал, где и крепится.

Подробную детальную схему генератора Г306 — Д вы можете увидеть на рисунке:

1 — Крышка регулирующего устройства; 2 — Винт; 3 — Шайба; 4 — Шайба; 5 — Гайка; 6- Шайба; 7 — Шайба; 8 — Гайка; 9 — Шайба; 10 — Шайба; 11 — Шайба изоляционная; 12 — Изолятор; 13 — Крышка задняя; 14 — Панель выводов; 15 — Болт М6х53; 16 — Выпрямитель; 17 — Втулка распорная; 18 — Болт М4х27,5; 19 — Изолятор фазный; 20 — Втулка разрезная; 21 — Катушка возбуждения; 22 — Болт стяжной; 23 — Шарикоподшипник; 24 — Винт; 25 — Гайка; 26 — Шайба; 27 — Шкив (одноручьевой); 28 — Вентилятор; 29 — Винт; 30 — Крышка подшипника; 31 — Шарикоподшипник; 32 — Болт; 33 — Крышка передняя; 34 — Щиток; 35 — Болт; 36 — Шайба; 37 — Втулка ротора; 38 — Гайка; 39 — Шайба; 40 — Шайба; 41 — Болт; 42 — Гайка; 43 — Болт; 44 — Кронштейн генератора; 45 — Растяжка; 46 — Ротор; 47 — Гайка; 48 — Статор; 49 — Планка; 50 — Болт; 51 — Шайба упорная; 52 — Винт М8х28; 53 — Регулирующее устройство.

Читайте также:  Как проверить модуль зажигания опель вектра б

Схема подключения электроцепи трактора МТЗ — 80, 82 и его модификаций:

Профилактический осмотр генератора

Основным условием правильной и надёжной работы этого устройства всегда остаётся внимательный осмотр и генератор МТЗ здесь не исключение. Необходимо постоянно следить за качественным креплением проводов и самого генератора, натяжением ремня и даже банальной чистотой деталей.

Иными словами, требуется чистить от грязи и пыли корпус, если таковые обнаружены на нём. Смотреть за приборным щитком, где присутствует световой индикатор (лампочка). Перед пуском двигателя лампочка, естественно, должна загораться. При появлении неисправностей замыкание массы ничего не даст, ибо лампочка индикатора либо совсем не будет гореть, либо загорится в пол силы (индикация и яркость зависит от конкретной модели трактора).

На исправность генератор МТЗ проверяется исключительно при заглушённом и остывшем моторе трактора, предварительно отключив от него все провода и клеммы. Проверка осуществляется лампой на 12 вольт и аккумуляторной батареей.

Признаки неисправности обмотки статора

Для начала, неплохо бы узнать, какие подключения применяются у этого устройства. Дело это простое: минусовой провод аккумуляторной батареи крепится к клемме «М» генератора, а плюсовой через контрольную лампу к клемме «Ш».

  1. Как уже говорилось выше, при неисправной обмотке лампочка индикатора на приборной панели гореть не будет, либо будет гореть очень слабо. К тому же, сила тока не превысит 3-3.5 ампера.
  2. Если лампочка совсем не горит (независимо от модификации двигателя трактора), значит обмотка просто разорвана, сгнила, окислилась (нужно подчеркнуть).
  3. Меняем подключение. Клемму «минус» АКБ кидаем на любую клемму генератора, а клемму «плюс» снова через лампочку индикатора к клемме «В» генератора.

Загораться при таком подключении лампа не будет, но… Если она умудрилась включиться, значит:

  • коротнул один диод или сразу несколько;
  • между теплопроводом и выпрямителем пробило изоляцию;
  • на корпусе генератора замкнуло провод «плюс».

Рекомендации

Как говорится, не уверен — не обгоняй. Если вы не можете гарантировать свои познания в электротехнике, то браться за проверку (а тем паче, за ремонт) не следует.

Ни в коем случае (даже на одну секунду, в виде проверки искры) не соединяйте клеммы «Ш» и «В» с регулятором массы — возможен окончательный сбой и поломка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector