Что такое пусковой ток аккумуляторной батареи

Что такое пусковой ток аккумуляторной батареи

При выборе нового аккумулятора важно подобрать изделие, которое будет соответствовать транспортному средству. Важнейшими параметрами АКБ являются ёмкость, полярность и размер, но если батарея будет иметь недостаточный уровень пускового тока, то машина вовсе может не завестись. О том, что такое пусковой ток, и как правильно подобрать аккумулятор по этому параметру будет подробно рассказано далее.

Что такое пусковой ток и от чего зависит

Пусковой ток ещё называется током холодной прокрутки, что указывает на основное значение этого параметра для машины. Когда двигатель не прогрет, масло в нём находится в более вязком состоянии, поэтому в момент пуска стартер расходует большое количество электричества.

Учитывая крайне низкое сопротивление обмотки электродвигателя для совершения работы по вращению ротора, потребуется подать от аккумулятора электричество большой силы и чем выше ток холодной прокрутки, тем проще будет завести автомобиль.

Мощность электрического тока высчитывается по формуле: P=UI.

В этом выражении P – мощность; U – напряжение; I – сила тока. Напряжение исправного аккумулятора примерно равно 12 Вольт, поэтому, чем больше значение силы тока, тем более высокую мощность сможет развить двигатель стартера. Также следует учитывать тот факт, что в момент запуска электрического двигателя этот параметр всегда выше, чем когда его обороты существенно увеличатся, поэтому автомобильный стартерный аккумулятор должен иметь существенный запас по этому показателю.

Зависит пусковой ток аккумулятора от количества свинцовых пластин. То есть, чем больше площадь как отрицательных, так и положительных электродов, тем более высоким будет ток холодной прокрутки.

На что влияет пусковой ток у аккумулятора

Как было доказано выше, этот параметр влияет на мощность электрического двигателя стартера. Повышение мощности позволяет вращаться ротору с большими оборотами, поэтому коленвал двигателя, в момент запуска мотора, также крутится значительно быстрее. Чем быстрее вращаются поршни, тем большее количество тактов сжатия происходит в единицу времени, поэтому дизельный двигатель запускается значительно быстрее. В бензиновом двигателе также увеличение частоты вращения коленвала приводит к уменьшению времени запуска.

Если аккумулятор обладает необходимыми характеристиками пускового тока, то даже в сильные морозы машину можно завести, не прибегая к дополнительным мероприятиям по прогреву двигателя. Если запуск двигателя и не произойдёт так же быстро как в летнее время, то более мощная АКБ позволит вращать поршни более длительное время без существенного снижения оборотов, что приведёт к разогреванию трущихся деталей и более лёгкому воспламенению горючей смеси.

Какой должен быть пусковой ток для запуска двигателя

Пусковой ток для запуска двигателя определённой марки должен быть рассчитан на заводе изготовителе силового агрегата. Показатели этого параметра возрастают с увеличением его ёмкости, поэтому если известно какой аккумулятор стоял на автомобиле, то можно легко подобрать новую батарею по ёмкости. В этом случае электрические параметры будут полностью соответствовать марки и типу автомобиля.

Если необходимо установить АКБ на транспортное средство, в котором не было аккумулятора, то выбираются изделия со следующими минимальными показателями тока холодной прокрутки:

  • Для легковых авто – 350 А.
  • Для грузовиков – 800 А.

Что касается ёмкости, то для легковых автомобилей следует подбирать батареи от 45 А/ч, а для грузовиков этот параметр не должен быть ниже 110 А/ч. Перечисленные параметры являются примерными и для более точного подбора АКБ следует знать мощность двигателя, для запуска которого приобретается аккумулятор.

Как можно проверить пусковой ток аккумулятора

На слух можно произвести только сравнительные испытания аккумуляторов по показателю тока холодной прокрутки. Если двигатель при запуске вращается с большей частотой и машина, при этом заводится быстрее, то у данной модели аккумулятора этот показатель заметно выше.

Точно измерить пусковой ток можно с помощью специального прибора. Как правило, для проверки работоспособности АКБ при продаже, производят диагностику с помощью нагрузочной вилки. Такой прибор состоит из нагрузки низкого сопротивления и встроенного измерительного прибора, который показывает напряжение. Таким образом можно оценить общее состояние батареи, но точно установить величину разрядного тока практически невозможно.

Читайте также:  Колесные шпильки нива размеры

Определить величину тока холодной прокрутки аккумулятора с высокой точностью, можно только профессиональным тестером. Такие приборы стоят несколько десятков тысяч рублей, поэтому для однократного применения этот способ совершенно не годится.

Можно ли брать АКБ с большим пусковым током

Вопреки расхожему мнению, что установка более мощного аккумулятора приведёт к выходу из строя автомобильной электроники, в том числе стартера, следует напомнить школьный курс физики, в котором объясняются основные закономерности потребления электричества. Вне зависимости от мощности АКБ, приборы потребят только необходимое количество электроэнергии, а выйти из строя стартер может только в том случае, если лимит на однократный запуск этого элемента электрической системы автомобиля будет значительно превышен.

Сложности с установкой более мощной батареи могут возникнуть только по причине недостаточного места в подкапотном пространстве. Чем больше мощность АКБ, тем большие её габариты. Особенно сильно увеличивается длина изделия при возрастании ёмкости и мощности, поэтому установить на штатное место изделие, которое значительно превосходить стандартную батарею по мощности для данной модели машины, можно только после внесения изменений в конструкцию установочного места АКБ.

Можно ли брать АКБ с меньшим пусковым током

Не смотря на тот факт, что аккумулятор с меньшим пусковым током практически всегда можно установить на штатное место, приобретать такую АКБ не стоит. Если батарея будет отдавать меньше мощности, чем это необходимо для нормальной работы стартера, то вращение ротора электрического двигателя будет происходить со значительно меньшей частой.

Соответственно вращение коленвала также будет осуществляться недостаточно быстро, что может стать причиной отсутствия запуска двигателя внутреннего сгорания. Если этот показатель находится на очень низком значении, то вращение электромотора может практически прекратиться, что приведёт к повреждению щёток и коллектора стартера.

Как подобрать пусковой ток по параметрам автомобиля

Пусковой ток аккумулятора подбирается исходя из следующих параметров:

  • Тип двигателя.
  • Наличия дополнительного электрооборудования.
  • Условий эксплуатации.

Чем мощнее двигатель и чем больше количество поршней имеет силовой агрегат, тем большая сила тока необходима для его запуска. Мощные аудиоусилители, климатическое оборудование и дополнительное освещение также потребуют большего значения электричества.

Если автомобиль эксплуатируется в жёстких климатических условиях, например, в заполярье, то следует установить на автомобиль более мощный аккумулятор, который позволит запустить двигатель даже при очень низкой температуре воздуха.

Современный автомобильный аккумулятор имеет массу параметров: ёмкость, напряжение и ЭДС, внутреннее сопротивление, полярность, габариты, вес и т. п. Одним из важнейших характеристик аккумулятора является пусковой ток. В соответствии с ГОСТ Р 53165─2008 этот параметр называется ток холодной прокрутки. Он показывает ток, который может обеспечить аккумулятор для запуска двигателя в заданных условиях. По ГОСТ есть ещё такая характеристика, называемая номинальный ток разряда. Об этих параметрах мы поговорим в настоящей статье.

Как определяется пусковой ток аккумулятора?

Итак, эта величина тока, которую может выдать аккумуляторная батарея в заданных условиях. Как определяется пусковой ток? В соответствии всё с тем же ГОСТ Р 53165─2008, аккумулятор помещают в холодильную камеру, которая имеет принудительную циркуляцию воздуха. Температура в ней минус 18 градусов Цельсия. Там аккумулятор находится до тех пор, пока температура в одном из центральных аккумуляторных элементов не будет минус 18 градусов. Как правило, при испытаниях аккумулятор выдерживается в камере 24 часа.

Обозначение пускового тока на этикетке аккумулятора

  • После 10 секунд – не менее 7,5 вольта;
  • После 30 секунд – не менее 7,2 вольта.

Если напряжение соответствует этим величинам, то считается, что ток холодной прокрутки или пусковой ток аккумулятора соответствует заявленному значению. Это первый этап испытаний тока прокрутки.

Читайте также:  Кама 505 ирбис 195 65 r15 отзывы

Обозначение пускового тока на этикетке аккумулятора

Существуют также испытания тока холодной прокрутки аккумулятора для очень холодного климата. В этом случае все испытания проводятся аналогично, но АКБ охлаждается в камере до минус 29 градусов.

Не следует путать пусковой ток с номинальным током разряда. Номинальный ток – это тот, что АКБ способна отдавать во внешнюю цепь в течение 20 часов. При этом напряжение на выводах аккумулятора не должно упасть ниже 10,5 вольта.
Вернуться к содержанию

Пусковой ток в маркировке аккумулятора

При выборе аккумулятора следует учитывать такой параметр, как пусковой ток. Поэтому нужно уметь извлекать информацию о нём из маркировки. Маркировка аккумуляторных батарей может различаться в зависимости от стандарта, на который ориентируется производитель. Давайте, рассмотрим основные стандарты.

  • Российский стандарт (вышеупомянутый ГОСТ Р 53165-2008). Маркировка имеет вид 6СТ-60 АПЗ. Пусковой ток здесь явно не указывается, но он обязательно присутствует на этикетке аккумулятора рядом со значением ёмкости. Примеры были показаны на изображениях ниже;
  • Европейский стандарт (ETN). Пример 555 065 043. Здесь пусковой ток зашифрован в последних трёх цифрах. Эту величину нужно умножить на 10 и получится 430 ампер;
  • Немецкий стандарт (DIN). Образец 555 19. В этой маркировка отсутствует обозначение пускового тока. Так, что смотреть нужно на этикетке;
  • Азиатский стандарт (JIS). Пример 74B24L. Величина тока холодной прокрутки не указывается, как и в предыдущем случае. Здесь стоит отметить, что у большинства аккумуляторов азиатского производства пусковой ток немного ниже, чем у европейских АКБ аналогичной ёмкости;
  • Американский стандарт (SAE J537). Образец маркировки А34650. Пусковой ток указывают 3 последние цифры ─ 650 ампер. Величина выше, чем у европейских АКБ той же ёмкости из-за того, что методика измерений отличается. Примерное соответствие: SAE = 1,7 * DIN (ёмкость батареи до 90 Ач) и SAE = 1,6 * DIN (90─200 Ач).

Выбор аккумулятора для автомобиля, как правило, делается в зависимости от объёма двигателя. В таблице ниже можно посмотреть соответствие ёмкости АКБ и объёма двигателя.

Ёмкость аккумулятора, А-ч Транспортное средство Объем двигателя, л
Ёмкость аккумулятора, А-ч Транспортное средство Объем двигателя, л
55 легковые автомобили 1 — 1,6
60 легковые автомобили 1,3 — 1,9
66 легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники) 1,4 — 2,3
77 грузовые автомобили малой грузоподъемности 1,6 — 3,2
90 грузовые автомобили средней грузоподъемности 1,9 — 4,5
140 грузовые автомобили 3,8 — 10,9
190 спецтехника (экскаваторы, бульдозеры) 7,2 — 12
200 грузовые автомобили (фуры, автопоезда) 7,5 — 17

В случае если двигатель дизельный, то стоит взять аккумулятор с ёмкостью на 10─15% больше, чем для бензинового мотора того же объёма.

В этой статье мы подводим итоги тестирования нескольких известных диагностических приборов, которые можно встретить в специализированных техцентрах, обслуживающих автомобильные аккумуляторы (АКБ).
Интерес к компактной измерительно-диагностической аппаратуре, позволяющей качественно и количественно определить состояние стартерной батареи, на нашем рынке остается довольно стабильным. Подобные приборы используют не не столько в магазинах или торговых точках, сколько в технических сервис-центрах, куда аккумуляторы в большинстве случаев привозят для проверки или для рассмотрения рекламаций.

В торговых же точках, торгующих стартерными батареями, массово пользуют более доступные по цене и куда менее продвинутые по своему функционалу электронные устройства. В данном случае, как вы же догадались, речь идет о так называемых нагрузочных вилках. Основное их назначение – демонстрационно-показательные функции.

Конструкция любой нагрузочной вилки незамысловата – как правило, подобные приспособления представляют собой нагревательный элемент низкого (0,06-0,08 Ом) сопротивления с подключенным к нему «в параллель» вольтметром. Как свидетельствует практика, при оформлении покупки, менеджер автомагазина обычно демонстрирует клиенту исправность и уровень заряда АКБ путем его кратковременного (одна-две секунды) разряда на нагрузочной вилке, при котором ток составляет 150-200 А. При этом уровень заряда определяется по величине падения напряжения. Для этой цели существуют специальные таблицы, в которых конкретное напряжение на клеммах аккумулятора соотносится с конкретным уровнем его заряда.

Читайте также:  Карданный вал камаз в сборе

При всей своей простоте такой тест дает лишь весьма приблизительное представление об эксплуатационных параметрах батареи. И уж совсем ничего данное тестирование не говорит о том, сможет ли аккумулятор обеспечить заявленный на этикетке пусковой ток, или, как еще часто называют, ток холодной прокрутки (ТХП). Здесь надо помнить следующее: понятие ТХП однозначно связывают с конкретной отрицательной температурой, при котором происходит измерение тока. У подавляющего числа батарей, представленных на нашем рынке, ТХП измеряется при -18 С, и то лишь тогда, когда АКБ сутки простоит в морозильной камере при указанной температуре.

Поэтому очевидно, что в обычном магазине, даже имея под рукой супер-навороченный измерительно-диагностический аппарат, просто невозможно проверить реальный пусковой ток аккумулятора и его соответствие заявленному показателю – ведь никто и никогда перед продажей не замораживает батарею.

Но в сервис-центрах, обслуживающих автомобильные АКБ, заморозку батарей иногда приходится делать при проведении контрольных измерений. Правда, что касается самих технических процедур, то замеры пускового тока обычно выполняются с помощью особых цифровых измерительно-диагностических приборов.
Такие аппараты не производят прямые замеры пускового тока исследуемого аккумулятора, а лишь просчитывают его путем оценки и сопоставления внутреннего сопротивления АКБ с напряжением (или величиной его изменения), зафиксированным на ее клеммах.

При таком подходе реальным значением ТХП может быть принят ток, 10-секундный разряд которым не «опускает» напряжение на клеммах батареи ниже отметки 7,5 В. К слову, отмеченный 10-секундный токовой разряд является первоначальным и обязательным этапом, включенным в официальные методики оценки пускового тока АКБ. Эти методики предусмотрены рядом нормативных актов, например, действующим российским ГОСТом или, скажем, Европейскими Нормами (EN).

Для оценки пускового тока эксперты приобрели две популярных батареи – немецкую Varta Black Dynamic с заявленной емкостью 45 А/ч и током в 400 А и словенскую Topla Top с аналогичными параметрами. Оба аккумулятора сначала были подзаряжены до 100% своей емкости (это фиксировалось сигналами автоматизированного зарядного устройства), а затем отправлены в морозильную камеру, где они в течение 24 часов «отдыхали» при температуре -18 С.
После суточного охлаждения обе батареи вынимали из камеры и замеряли их пусковой ток. Делалось это сначала эталонным способом, а затем (после очередной полноценной подзарядки и суточной заморозки) поочередно каждым из цифровых анализаторов.

Результаты контрольных замеров пускового тока эксперты свели в одну таблицу. Из этих данных видно, что показания, выдаваемые цифровыми анализаторами стартерных батарей, отличаются, причем иногда существенно, от реальных значений ТХП, измеренных «разрядно-токовым» методом. В общем и целом можно констатировать, что цифровые приборы по большей части занижают свои показания в сравнении с реальными значениями тока. Отличия показателей при этом могут достигать двадцати и более процентов. Это означает, что портативные цифровые анализаторы АКБ нельзя применять для гарантированно точного измерения пускового тока.

Другое дело – превентивная экспресс-диагностика АКБ. В этом случае цифровые приборы могут быстро выдать по исследуемой батарее относительную качественную оценку ее состояния (по принципу «плохая» — «хорошая»), причем с указанием приблизительных значений пускового тока. И уже такие первичные данные могут дать специалистам возможность для принятия конкретного решения, например, о назначении более детальной проверки аккумулятора.

В завершение предлагаем посмотреть еще ролик по экстремальному применению популярных AGM-аккумуляторов марки Topla.

Тем, кто интересуется нашими батареями, еще раз сообщаем адреса магазинов в различных регионах России, где можно посмотреть и купить аккумуляторы Topla.

По вопросам приобретения батарей пишите в личку!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector