Что такое линейный расход топлива

Что такое линейный расход топлива

Линейная норма — расход — топливо

Линейная норма расхода топлива для автомобилей является основной нормой, рассчитанной на нормальный расход топлива при движении автомобиля без груза и без каких-либо устройств или оборудования, повышающих массу непосредственно автомобиля или вынуждающих форсировать работу двигателя. [1]

Линейные нормы расхода топлива ( в литрах на 100 км пробега, 100 ткм выполненной транспортной работы и на ездку с грузом) являются общесоюзными или республиканскими нормами и утверждаются Госпланом СССР или Госпланами союзных республик. [3]

Линейные нормы расхода топлива увеличиваются также при работе автомобилей в черте города, в горных местностях, при перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения, и в ряде других случаев. [4]

Линейные нормы расхода топлива устанавливаются на пробег автомобилей, равный 100 км. [5]

Линейную норму расхода топлива для автомобилей с фургонами определяют с учетом уменьшения или увеличения массы фургона против базовой модели. Для автомобилей с бензиновыми двигателями расход топлива повышают или снижают на 2 л, а с дизельным двигателем на 1 3 л относительно базовой модели на каждую тонну собственной массы. [6]

Значение линейных норм расхода топлива и предельные значения нормативных коэффициентов увеличения или уменьшения линейных норм утверждаются директивными органами. [7]

Надбавки к линейным нормам расхода топлива автомобилями в зимний период эксплуатации сейчас установлены одинаковыми для различных типов, марок и моделей автомобилей без учета их приспособленности к понижению температуры окружающего воздуха, независимо от фактической температуры воздуха и характера работы автомобиля в течение смены. Такой подход к определению величины зимних надбавок порождает неоправданные перерасходы топлива, препятствует объективному планированию, учету и контролю его расхода. [9]

Величина надбавки к линейной норме расхода топлива определяется по значениям средт есуточной, среднемесячной или среднезимней температуре воздуха в данной местности. [11]

В настоящее время действуют линейные нормы расхода топлива , введенные в 1985 г. постановлением Госплана СССР. [12]

Для автомобилей, по которым линейные нормы расхода топлива не утверждены Госпланом СССР, эти нормы устанавливают министерства и ведомства СССР и советы министров союзных республик, исходя из утвержденных норм для аналогичных моделей автомобилей. [13]

Групповые нормы разрабатывают на основе линейных норм расхода топлива , характера транспортной работы, структуры парка и технико-эксплуатационных показателей эффективности использования подвижного состава. [14]

Все эти нормы применяются сверх линейных норм расхода топлива на движение ( транспортную работу) специального автомобиля, на котором установлено оборудование или механизм. [15]

Линейные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условием работы автомобильного транспорта. Линейные нормы являются технологическими нормами и включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на гаражные и прочие хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с перевозками пассажиров и грузов, в состав линейных норм не включаются и устанавливаются отдельно.

Используется три вида линейных норм:

— базовая норма на 100 км пробега автомобиля;

— норма на 100 тонно-километров (т.км) транспортной работы, что учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом;

— норма на ездку с грузом (учитывет увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в пунктах погрузки и выгрузки).

Учет дорожно-траспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, регламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы.

Читайте также:  Коллекторный двигатель своими руками

Нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

— работа в зимнее время: в южных районах страны – 5%, в северных районах страны – до 15%, районах Крайнего Севера – до 20% (таблица 4);

— работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:

от 500 до 1500 метров – на 5%;

от 1501 до 2000 метров – на 10%;

от 2001 до 3000 метров – на 15%;

свыше 3001 метров- на 20%;

— работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) – до 10%;

— работа в городах с населением свыше 2,5 млн. человек – до 20%;

— работа в городах с населением от 0,5 до 2,5 млн. человек – до 15%;

— работа в городах до 0,5 млн. человек – до 10%;

— работа в городах с населением свыше 1 млн. человек – до 10%;

— работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем одна остановка на один километр пробега – маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.) – до 10%;

— перевозка крупногабаритных взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п., при выполнении полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч, движение в колоннах, требующая пониженных скоростей движения автомобилей (до 20 км/ч) – до 10%;

— при пробеге первой тысячи километров автомобилями, вышедшими из капитального ремонта и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10%; при перегонке в спаренном состоянии – до 15%; при перегонке в строенном состоянии – до 20%;

— для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет – до 5%;

— почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов – до 10%;

— работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом — 10%;

— работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20%;

— работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнениях и других стихийных бедствиях – до 35%;

— при использовании кондиционера и установке «климат-контроль» — до 5%;

— работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20%;

— при учебной езде – до 20%.

Нормы расхода топлива снижаются в следующих случаях:

— при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) – до 15%;

— при работе на дорогах за пределом пригородной зоны, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) – до 10%;

Читайте также:  Евро 5 экологический стандарт в россии 2018

— при работе на дорогах за пределом пригородной зоны из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (свыше 1000 м до 2000 м на уровнем моря) – до 5%;

— при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах – до 10%.

В том случае, когда автомобиль эксплуатируется вне города с численностью более 2,5 млн. чел, в зоне до 50 км от границы города, а также для городов с населением от 0,5 до 2,4 млн. чел. в зоне до 15 км от границы города и с населением менее 0,5 млн. чел. в зоне до 5 км, поправочные коэффициенты.

В горной местности (свыше 2000 м над уровнем моря) коэффициенты снижения нормы расхода топлива для автомобилей, движущихся за пределами пригородной зоны, не применяются.

При необходимости применяются одновременно несколько надбавок. Норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

На основании приказа руководителя предприятия допускается:

— на внутригаражные разъезды и технические нужды автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и автомобилей и др.) нормативный расход топлива увеличивается;

— до 1 процента от общего его количества, потребляемого автотранспортным предприятием;

— при простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады и т.п.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время с работающим двигателем в ожидании инвалидов, больных, клиентов и т.п. или при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждения салона автомобиля, устанавливать нормативный расход топлива из расчета: один час простоя соответствует 5 км пробега автомобиля;

— для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий и не отличающихся от базовой модели собственной массой (установка фургонов, дополнительного оборудования, бронирование и т.п.), норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км по автомобилям с бензиновыми, до 1,3 л/100 км – с дизельным двигателями; до 2,5 л/100 км по автомобилям, работающим на сниженном газе; до 2,0 куб. м по автомобилям, работающим на сжатом природном газе.

— при газодизельном режиме норма расхода топлива увеличивается (уменьшается) до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля.

В дополнение к нормативному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий на один газобаллонный автомобиль до5 л;

— для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0º С) на один автомобиль 10 л в месяц;

на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, – 25% бензина и дизтоплива от общего расхода.

Во всех указанных случаях нормированные расходы жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляются в тех размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.

Линейный расходы топлива на 100 км пробега автомобиля:

— для бензиновых и дизельных автомобилей – в литрах,

Читайте также:  Как пропитать обувь пропиткой

— для автомобилей, работающих на сжатом нефтяном газе, — в литрах сжиженного газа;

— для автомобилей, работающих на сжиженном природном газе, — в нормальных метрах кубических (куб. м);

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, рядом указана норма расхода дизельного топлива в литрах.

Значения норм расхода дизельного топлива отмечены индексом «д», поставленным после цифрового значения нормы (например, для автомобиля ЗИЛ-4331-25д и т.д.). Соответственно нормы расхода сжиженного нефтяного газа отмечены индексом «гсн», а нормы расхода сжатого природного газа- индексом «спг». Для газовых автомобилей в скобках указанны норма при работе на бензине, для газодизельных – на дизтопливе.

Нормы приведены в последовательности, регламентированной действующей системой классификации и обозначений марок автомобилей.

Таблица 4 – Предельные значения надбавок к линейным нормам расхода топлива

Климатическая зона Республика, край, область, входящие в состав данной зоны (при применении зимних надбавок к линейным нормам расхода топлива) Срок действия в течение года (в мес.) Предельная величина надбавки, %
Дагестан, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия 5,0
Северная Осетия, Краснодарский, Ставропольский края 5,0
Белгородская, Калининградская, Ростовская области 5,0
Республика Калмыкия, Астраханская, Брянская, Воронежская, Волгоградская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Пензенская, Саратовская, Тамбовская, Самарская области 10,0
Республики: Марии-Эл, Татарстан, Чувашская; области: Владимирская, Ивановская, Тверская, Рязанская, Ленинградская, Московская, Тульская, Смоленская, Новгородская, Псковская
Мордовская республика, Нижегородская, Вологодская, Костромская, Ульяновская, Ярославская области
Удмуртская республика, Курганская, Пермская, Свердловская, Челябинская области
Башкирия, Карелия, Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Новосибирская, Омская, Сахалинская, Тюменская области
9-10 Амурская, Оренбургская, Камчатская, Кемеровская, Архангельская, Иркутская области, острова Баренцева и Белого морей
Тува. Таймыр, Ханты-Мансийск. Ямало-Ненецкий, Магаданская обл., о-ва моря Лаптевых
Якутия, о-ва Ледовитого океана и Карского моря

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10294 — | 7838 — или читать все.

ВОПРОС: Чем отличаются линейные и расчетные нормы расхода топлива?

ОТВЕТ: При использовании автотранспорта и иной техники нормирование расхода топлива осуществляется путем применения двух видов норм:

1) линейной (базовой) нормы расхода топлива, определяемой для каждой модели автомобиля и иной техники по стандартной методике в качестве общепринятой нормы;

2) расчетной нормы, которая учитывает специфические условия эксплуатации или ремонта конкретного автомобиля и иной техники.

Линейные нормы регламентируют расход топлива в процессе передвижения автомобиля (л/100 км пробега, куб.м/100 км пробега), а также на работу специального оборудования (л/машино-час). Данные нормы расхода топлива устанавливаются для каждой марки эксплуатируемых автомобилей (оборудования) и соответствуют расходу топлива в городах с населением до 300 тыс. человек в летнее время без учета различных увеличений и снижений.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, приведенных в процентах к линейной норме расхода топлива, а также путем установления дополнительного расхода топлива.

Порядок установления расчетных норм расхода топлива (т.е. линейных с учетом повышений или снижений), а также дополнительного расхода топлива регулируется Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 16.06.2005 № 28.

Владимир Сузанский, аудитор

Журнал «Главный Бухгалтер» № 45, 2007 г.

Для более детального изучения см. Пособие

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector