Энергия в механизмах и машинах может транслироваться при помощи механических, пневматических, гидравлических и некоторых других устройств.
В технике механические передачи – это такие механизмы, посредством которых осуществляется кинематическая передача энергии от машины, называемой двигателем, к машине, называемой орудием, таким образом, что в ходе этого процесса происходит преобразование моментов, скоростей, а в целом ряде случаев видов движения (к примеру, вращательного в возвратно-поступательное) и даже его законов.
В механике с помощью передачи производится соединение вала, который имеет источник энергии (двигателя) с валами, которыми оснащены ее потребители. В качестве последних чаще всего выступают рабочие органы различных машин (например, ведущие колеса автомобильного или железнодорожного транспорта).
![]() |
Wp – расчетная ширина ремня, мм
(ширина поперечного сечения ремня,
находящегося под натяжением, на уровне нейтральной линии);
W – ширина большего основания ремня, (мм);
α – угол клина ремня, равный (40±1)°
Ремень клиновой А – 1800, где:
А – сечение ремня;
1800 – номинальная расчетная длина ремня (мм).






История механических передач уходит своими корнями в глубь веков. Они стали известны людям еще тогда, когда техника только зарождалась, и сейчас, пройдя долгий и тернистый путь развития, распространены чрезвычайно широко. Для того чтобы грамотно эксплуатировать механические передачи, необходимо знать те методы, на основе которых они рассчитываются и проектируются.
Как показывает практика, самым распространенным из передач является такой способ трансляции механической энергии, при котором она передается посредством силы трения, возникающей между соприкасающимися поверхностями шкива и ремня. Подобная механическая передача называется ременной.
Она состоит из основных частей, как шкивы (ведущий и ведомый), которые располагаются на некотором удалении друг от друга, а также приводного ремня, который их огибает причем достаточно плотно прилегая к поверхностям обоих.
Ременные передачи имеют целый ряд несомненных достоинств, главными из которых являются следующие:
• Невысокая стоимость и простота конструкции;
• Безударность работы и плавность хода;
• Простота в эксплуатации и обслуживании;
• Возможность трансляции крутящего момента на значительные расстояния.
В то же самое время ременные передачи не лишены и некоторых недостатков. Они не могут использоваться в быстроходных механизмах, поскольку при больших оборотах ведущего шкива происходит проскальзывание приводного ремня. К тому же, ременные передачи довольно сильно нагружают подшипники опор и сами валы. Еще одним из весьма существенным минусом является возможность обрыва ремня или его соскакивания, и чтобы этого не случалось, за такими передачами необходим периодический контроль.
Клиноременная передача относится к категории тех, которые характеризуются гибкой связью между ведущим и ведомым валами. Они чаще всего применяются общем машиностроении и являются для него одними из наиболее типичных методов трансляции механической энергии.
Например, клиноременные передачи используются практически во всех металло- и деревообрабатывающих станках, в приводах водяных насосов, генераторов, вентиляторов, компрессоров, строительной техники и т.п.
Те клиновидные ремни, которые имеют стандартное сечение, способны эксплуатироваться при температурах от -30 °С до +60 °С.
Стандартное сечение клиновидного приводного ремня означает, что его профиль имеет форму трапеции с углом 40°. По сравнению с плоским такой ремень имеет большее тяговое усилие, но существенно более низкий КПД.
Абсолютно любой приводной ремень – это тяговый орган, и поэтому он должен обладать достаточными показателями прочности, износостойкости, долговечности. Кроме того, важно, чтобы он был недорог и имел хорошее сцепление с поверхностью шкива. Что касается клиновидных ремней, то их наиболее рационально применять тогда, когда передаточные отношения довольно велики.
Ремни приводные предназначены для передачи движения от вала двигателя к вспомогательным агрегатам автомобилей, тракторов, комбайнов, станков и т. д.
Ремни приводные клиновые нормальных сечений ГОСТ 1284.1−89−1284.3−89 предназначены для приводов станков промышленных установок и сельскохозяйственных машин. Работоспособны при t от — 30 градусов до +60 градусов.
Условное обозначение ремней клиновых. Обозначение типоразмера
Ремень клиновой А-1000, где:
A — сечение ремня;
1000 — номинальная расчетная длина ремня (мм);
Wp — расчетная ширина ремня, мм (ширина поперечного сечения ремня, находящегося под натяжением, на уровне нейтральной линии);
W — ширина большого основания ремня (мм);
T — высота ремня (мм);
A — угол клина ремня, равный 40± 1 градус.
Условное обозначение импортных ремней (ремней европейского стандарта) и перевод маркировки ремня по ГОСТ.
Как перевести импортную маркировку ремня в российскую по ГОСТу? Как подобрать российский аналог импортному ремню? Для правильного подбора нужного по длине ремня необходимо учитывать, что условное обозначение и маркировка клиновых ремней по ГОСТу и по европейским стандартам отличаются.
По российским стандартам длина ремня, указанная на ремне в обозначении, не зависимо от профиля — это всегда расчетная длина! На импортных ремнях может указываться длина по внутреннему или длина по наружному диаметру.
Для импортных ремней клиновых приняты следующие сокращения:
Li = длина клинового ремня по внутреннему диаметру
La = длина клинового ремня по наружному диаметру
Lp (или Lw)= расчетная длина ремня (длина находящегося под натяжением ремня по нейтральной линии).
Разность между расчетной и внутренней длинами, обозначение импортных ремней и их российские аналоги, минимальный диаметр шкива и вес ремней, приведены в таблице:
Обозначение типа ремня по европейскому стандарту | Обозначение типа ремня по ГОСТ | Мин. диаметр шкива, мм. | Разница между расчётной и внутренней длиной (Lp — Li), мм. | Вес ремня кг/м. |
Z | Z (0) | 50 | 25 | 0.06 |
A | A | 71 | 33 | 0.115 |
B | B (Б) | 71 | 40 | 0.19 |
20 | Нет аналога | 112 | — | 0.27 |
C | C (В) | 160 | 59 | 0.31 |
25 | Нет аналога | 180 | — | 0.40 |
D | D (Г) | 250 | 76 | 0.65 |
38 | Нет аналога | 355 | — | 1.06 |
E | E (Д) | 500 | 95 | 1.07 |
Пример импортной маркировки ремня клинового и подбор российского аналога:
В-2460 Li
Согласно вышеприведенной таблице, по профилю B разница между расчётной длиной (Lp) и длиной по внутреннему диаметру (Li) равна 40 мм. В данном примере длина по внутреннему диаметру равна 2460 мм. Соответственно расчетная длина будет равна 2460+40=2500 мм.
Таким образом получаем российский аналог этого ремня: B-2500
Также возможна другая маркировка ремня по европейскому стандарту: вместо буквы, обозначающей профиль ремня, могут быть указаны размеры (в мм.) ширины большого основания ремня (W), высоты ремня (T) и длины ремня по внутреннему диаметру (Li).
Например, для B-2460 Li возможно следующее обозначение: 17×11−2460 Li.
Таблица предельно допустимых отклонений в размерах расчетной длины ремней по ГОСТ.
Расчётная длина ремня Lp, мм | предельное отклонение, мм | |
для с/х машин | для станков | |
до 850 | +8/ -4 | +14/ -8 |
900−1180 | +10/ -6 | +14/ -10 |
1250−1400 | +12/ -8 | +16/-12 |
1500−1900 | +16/-12 | +24/ -12 |
1950−3150 | +20/ -12 | +28/ -12 |
3200−4250 | +26/-14 | +36/-14 |
4350−5000 | +30/ -18 | +42/ -18 |
5300−6700 | +24/-24 | +48/ -24 |
7100−10 000 | +32/-32 | +64/ -32 |
10 600−18 000 | +48/-48 | +96/ -48 |
В зависимости от применяемых материалов и технологии изготовления ремни выпускаются 4-х классов.
Ременные передачи являются одним из основных видов приводов для промышленного оборудования, сельхозтехники, транспортных средств. В них используются плоские и клиновые ремни разных типов из резины и полиуретана с тканевым и кордовым армированием. В общем сортаменте РТИ ремни клиновые занимают особое положение благодаря своей универсальности.
Клиновые ремни являются составным элементом привода, приводящего в действие машины и механизмы. Предназначены они для передачи момента от движущегося шкива к другим деталям или устройствам. Ремни, имеющие в разрезе вид клина (трапеции), обеспечивают более прочное сцепление с валом по сравнению с плоскоременными изделиями. Клиновые ремни позволяют снизить нагрузки на взаимодействующие детали.
Что такое клиновой ремень
К клиновым ремням относят изделия, имеющие трапециевидное поперечное сечение. Угол схождения их боковых сторон в зависимости от вида составляет 26°, 32°, 34°, 40° с установленными для них допусками в большую или меньшую сторону. Ремень клиновой на фото в разрезе позволяет рассмотреть его многослойную структуру, куда входят:
- несущий (или тяговый) слой, который представляет собой собственно корд изделия и располагается примерно в одной трети высоты ремня от верхней (наружной) поверхности;
- слой сжатия под кордом;
- слой растяжения над кордом;
- обёрточная ткань для защиты поверхности ремня от преждевременного износа (может отсутствовать).
Для слоёв растяжения и сжатия используются разные сорта резины. В них также могут применяться армирующие материалы. Все слои ремня собираются в единое целое способом вулканизации. Клиновые ремни в отличие от плоских изделий изготавливают только бесконечными, то есть замкнутого контура.
Клиновые ремни применяются в производстве
- автомобилей;
- сельскохозяйственной техники;
- приводных устройств для промышленного оборудования;
- вентиляционного оборудования;
- компрессорных устройств;
- бытовой техники;
- ленточных транспортёров.
Клиновые ремни могут быть различных типов:
- со стандартным (нормальным) сечением: А, В(5), В(С), С(D), E(D), Z(O);
- многоручьевыми;
- вентиляторными;
- вариаторными;
- плоскими;
- бесконечными.
В сечении изделия имеют форму трапеции. Рабочими поверхностями являются боковые плоскости. Профиль деталей, которые взаимодействуют благодаря ремню, также имеет соответствующий размер и форму в виде трапеции. Передача крутящего момента осуществляется посредством силы трения. Ремень изготавливается из нескольких слоёв, обеспечивающих тягу, растяжение, сжатие и прочность. В зависимости от предназначения ремни имеют различные размеры.
Клиновые ремни просты в установке, их замена легко производится в процессе технического обслуживания.
Продукция РТИ по ГОСТ 1284.1-89
Ремни клиновые по ГОСТ 1284.1-89 с углом схождения 40° используют в приводах станков, промышленного оборудования и установок, стационарных и движущихся сельхозмашин. Они маркируются латинскими и в скобках русскими буквами, которые указывают на вид сечения ремня. Ответы на вопрос, чем отличаются клиновые ремни А, Б, В и с другой маркировкой, мы предоставим в виде таблицы:
Обозначение клинового ремня по сечению
Поперечник ремня по расчётной ширине (Wp) и высоте (Т) в мм
Расчётная длина по уровню нейтральной линии (Lp) в мм
Величина усилия для контроля натяжения ремней в кгс